Термокружки

Долина рекламных щитов


Во Владивостоке до сих пор нет правового документа, регулирующего размещение наружной рекламы

В рекламных кругах Владивосток часто называют "долиной щитов". Действительно, щитов, транспарантов-перетяжек, настенных полотен и вывесок в краевом центре изобилие. Жителям и гостям города они несут информацию о различных товарах и услугах, а владельцам рекламных конструкций - немалую прибыль.

Мутный, но рентабельный

Агрессивная наружная реклама - один из признаков стремительного, но несколько хаотичного развития рекламного рынка. В этом уверены эксперты рекламного агентства "Регион-ДВ". По данным агентства, Владивосток лидирует на ДВ-рынке наружной рекламы (более 1 500 рекламных поверхностей). На его долю приходится около 37% (около $12,3 млн) ежегодного объема всех средств в регионе, вложенных в "наружку". Для сравнения, доля идущего вторым Хабаровска составляет 20,7%.

Наружная реклама в нынешних российских условиях - весьма доходный и весьма непрозрачный вид бизнеса: одна сторона щита может приносить в среднем $1 тыс. чистой прибыли в месяц. А один брендмауэр (полотно на стене дома) - $6-7 тыс. в месяц. По признанию руководителя одного из рекламных агентств Владивостока, этот бизнес настолько же мутный, насколько и выгодный - рентабельность может доходить до 200-300%.

Часто рекламные агентства, которые оказывают услуги по размещению наружки, сами владельцами щитов и прочих конструкций не являются. Нередко между владельцем щита и заказчиком образуется целая цепочка посредников - рекламных агентств, каждое из которых имеет свою комиссию с продажи рекламных площадей. Щиты пользуются повышенной популярностью среди прочих рекламных конструкций в силу относительной дешевизны и простоты изготовления.

При всем этом Владивосток до сих пор не имеет полноценного правового документа, регулирующего распространение наружной рекламы. До марта 2005 г. эта сфера регулировалась "Временным положением о порядке распространения наружной рекламы и размещения средств наружной рекламы и информации в городе Владивостоке" от 27.12.04 г. Документ был весьма громоздким, сложным и недоработанным. А 31 марта 2005 г. гордума утвердила не менее тяжеловесное, хотя и подробное "Положение о порядке выдачи разрешения на распространение наружной рекламы и размещения средств наружной рекламы и информации в г. Владивостоке, № 53".

Положение под вопросом

В прошлом году прокуратура Ленинского района опротестовала 53-е положение в Ленинском районном суде. Суть протеста сводилась к тому, что органы местной власти, во-первых, превысили свои полномочия, приняв такое положение, во-вторых, многие разделы положения противоречат как старому, так и новому (от 2006 г.) федеральным законам "О рекламе".

Ленинский суд частично удовлетворил требования Ленинской районной прокуратуры. Но такое решение прокуратуру не устроило, и она обратилась в Приморский краевой суд с кассационной жалобой и требованием признать недействующим все 53-е положение.

"Пока краевой суд не принял решение по этой кассации, 53-е положение остается в силе", - сообщил ДДГ "ЗР" руководитель Управления регулирования рекламной деятельности администрации г. Владивостока Сергей МАЛЬЦЕВ. По его словам, сейчас положение действует в части, не противоречащей новому Федеральному закону "О рекламе".

Как стать владельцем щита

В соответствии с 53-м положением рынок наружной рекламы во Владивостоке регулируют два органа - ведомство г-на Мальцева и городская комиссия по наружной рекламе. Если вы предприниматель и решили поставить щит, чтобы потом сдавать его под рекламу, вы должны сначала выбрать место для такого щита. Здесь вас ожидает весьма утомительная бюрократическая процедура, прописанная в 53-м положении. Сначала необходимо подать заявление в Управление регулирования рекламной деятельности администрации г. Владивостока. К заявлению нужно приложить ряд документов, характеризующих данное место.

В течение 10 дней заявление рассмотрят и примут решение: выдавать вам лист согласования или нет. Если решение положительное, то в течение следующих 10 дней вы должны предоставить в городское управление рекламы "технический проект средств наружной рекламы и информации, разработанный в соответствии с нормативными требованиями, с привязкой к предполагаемому месту размещения".

Когда лист согласования получен, необходимо в течение месяца его оформить - пройти экспертизы и согласования в различных городских службах, начиная от ГАИ и заканчивая санэпиднадзором. Плюс вам необходимо заручиться письменным согласием собственника того места (земельного участка, сооружения и т.д.), что он согласен разместить вашу рекламную конструкцию. После этого облюбованное вами место должно быть внесено в городской реестр рекламных мест, и вам выдается паспорт рекламного места, где прописаны все его данные.

Дело за "малым" - получить разрешение на распространение наружной рекламы. Здесь необходимо подать заявление уже в городскую комиссию по наружной рекламе. К нему приложить паспорт рекламного места, эскиз рекламного изображения, согласие собственника места и квитанцию об оплате государственной пошлины. Разрешение выдается с учетом положений нового закона "О рекламе" не более чем на пять лет.

Кстати, Ленинским районным судом были признаны незаконными почти все пункты оформления рекламного места и вся процедура оформления разрешения на распространение наружной рекламы. И если бы не кассационная жалоба Ленинской прокуратуры, эти требования уже не имели бы силы.

Вы чьих будете?

53-е положение включает еще один любопытный раздел - предоставление за плату так называемых муниципальных рекламных мест. Получается что-то вроде аренды муниципального имущества у города. Юридическое название сделки - договор возмездного предоставления муниципального рекламного места на размещение средств наружной рекламы и информации. Порядок его оформления схож с вышеописанными процедурами оформления рекламного места и разрешения на распространение рекламы. Получив такое место и установив на нем щит, любой предприниматель может стричь неплохие купоны с наружной рекламы.

По мнению депутата Думы Владивостока Игоря ШПАКОВСКОГО, определенная часть земельных участков, где расположены рекламные конструкции, уже выкуплена собственниками этих конструкций. Таким образом, платить по договору "возмездного предоставления" им не приходится. Только за оформление разрешительной документации на размещение рекламы. Кто собственники земли? Кто владельцы самих рекламных конструкций? Депутат затруднился ответить, но заметил, что летом в городской думе обсуждался этот вопрос и были названы всего несколько хозяйствующих субъектов, которые держат до 80% рынка наружной рекламы во Владивостоке.

По информации Сергея Мальцева, значительная доля рекламных конструкций во Владивостоке закреплена за четырьмя компаниями: News Outdoor, Gallery, LAB, А 11. Первые две являются крупнейшими рекламными агентствами международного и федерального значения. Всего же, по словам руководителя рекламного управления мэрии, таких собственников во Владивостоке около 40. Более половины из них являются предпринимателями без образования юридического лица (ПБЮЛ). Какой-то видимой зависимости между родом бизнеса и фактом владения рекламных конструкций нет. Среди собственников есть и нотариусы, и владельцы продуктовых магазинов.


Эдуард Попов

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке