Термокружки

Операторы рынка наружной рекламы ищут крайнего


Пока депутаты правят закон о рекламе

Рынок наружной рекламы в крупных городах России — привлекательная площадка для бизнесменов любого уровня. Судите сами, «перетяжка» над Тверской в Москве полностью окупится за два-три месяца (о чем Юрий Михайлович, может, и не догадывается), а рекламные гиперщиты, которые водители видят на столичном Третьем кольце, — за полгода-год. Другие мегаполисы уже не сильно отстают от столицы по быстроте денег, которые можно заработать на «наружке».

Когда-то, в начале 1990-х, в игру за рекламные площадки могли включиться лишь те, кто имел «своих» чиновников-разрешителей, а потому рынок наружной рекламы формировался предельно коррупционно и практически вне закона. Сегодня это поле деятельности «серьезных людей» — монополистов, где рекламная конструкция, за которую ее владелец в свое время «отстегнул» чиновнику некоторую сумму или взял его в долю, приносит стабильный доход. В этой связи вполне понятно желание бизнеса навечно сохранить такую ситуацию.

Между тем, как стало известно из источников в ФАС, в апреле депутаты Госдумы должны рассмотреть поправки к ФЗ «О рекламе», которые окончательно подчинят участников рынка наружной рекламы букве закона и разрушат монополизацию в этой сфере. Правда, ко второму чтению поправок в статьи 19 и 33 ФЗ «О рекламе» думцы готовят ряд изменений. При этом думские «большинство» и «меньшинство» скорее всего опять выступят сообща — законопроект изначально сознательно подписали депутаты от всех фракций ГД (хотя есть подозрение, что реально он вышел все-таки из-под пера юристов ФАС), а в первом чтении приняли вообще единогласно.

Текст, так легко принятый Думой в первом чтении, как известно, породил волну возмущений среди операторов. И немудрено: кому же хочется платить второй раз на конкурсе за то, за что уже было заплачено когда-то в частном порядке. Хотя о «многочисленности» операторов, в общем-то, говорить не приходится, серьезных участников рынка всего несколько — Gallery Group, News Outdoor, «Вера-Олимп», «Рaсвэро» и еще от силы пять-шесть игроков, прямо или косвенно контролирующих эту отрасль рекламы почти на 100%. В случае принятия законопроекта одна компания не сможет получить более 35% от всей наружной рекламы, которая установлена на территории города или района. Кроме того, игроков рынка хотят обязать участвовать в конкурсах и аукционах, что означает возможность потери тех площадей, о которых они уже ранее успели «договориться» с коррумпированными чиновниками надолго вперед.

Правда, ко второму чтению проект может измениться. Всего по данным комитета по экономической политике Госдумы ко второму чтению поступило около 250 поправок к законопроекту. Проект пытались рассматривать публично как никакой другой. Проводились и круглые столы, и конференции с привлечением столичного и регионального рекламного бизнеса.

В итоге парламентарии, видимо, согласятся с тем, чтобы после вступления закона в силу выданные ранее разрешения на размещение «наружки» продолжали действовать до окончания срока их действия, а на конкурсы и аукционы рекламные места выносились только по мере истечения сроков разрешений. По закону «О рекламе» эти разрешения выдаются на пять лет. Таким образом, старых игроков, успевших переоформить разрешения в соответствии с новым законом, поправки к нему еще долго не коснутся. Кроме того, депутаты планируют как минимум на год отсрочить вступление нового законопроекта в силу, чтобы «исключить всяческую политическую подоплеку» законопроекта в связи с предстоящими выборами.

Депутаты собираются узаконить заключение договоров с победителями конкурсов и аукционов на срок не менее пяти лет. В регионах он будет, вероятно, и дольше, в зависимости от срока окупаемости рекламных конструкций. Это норма позволит ограничить чиновничий произвол: сейчас представители власти стремятся минимизировать срок действия договора с оператором. Помимо этого, побочная, но важная цель этой нормы — заинтересовать агентства в установке не дешевых щитов, уродующих облик российских городов, а долговечных, современных конструкций.

В Госдуме хотят поменять и подход к расчету 35% «монопольной» доли наружной рекламы. Изначально планировалось, что она будет высчитываться по разрешениям на установку рекламных конструкций. Но в Думе посчитали такой подход неверным: одно разрешение может выдаваться и на одну рекламную конструкцию, и на группу, и на целый район. Поэтому расчет этих 35% скорее всего будет проводиться по площадям рекламных конструкций. При этом временные рекламные конструкции, например крупноформатные строительные сетки, учитываться не будут.

Не будут выноситься на конкурсы и аукционы вывески и указатели. В противном случае есть вероятность, что магазин будет вынужден состязаться с желающими повесить над его входом вместо вывески «Булочная» что-нибудь иное.

Не секрет, что, как правило, законопроекты, подписанные депутатами всех фракций, являются результатом уже проведенных предварительных консультаций с правительством. Посмотрим на список авторов законопроекта: вице-спикер Госдумы В. Катренко («Единая Россия»), В. Богомолов (первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия»), И. Лебедев (руководитель фракции ЛДПР), М. Маркелов («Справедливая Россия»), А. Коган («Единая Россия»), В. Мединский («Единая Россия») и т.д.

Наличие в этом списке таких известных личностей, как зампред Думы — куратор комитета по экономической политике Катренко, бывший генеральный секретарь «Единой России» Богомолов, уполномоченный «Единой России» по связям с бизнесом Коган и известный единоросс Мединский, подтверждает, что руководство «партии власти» вновь воспользовалось «проверенными» кадрами, которые уже не раз проводили жесткие законопроекты, ущемляющие интересы «коррупциногенных» бизнес-групп.

Вспомним, например, регулирование игорного бизнеса, запрет рекламы алкоголя, табака и пива, ограничения пивной индустрии и производителей «левой» водки, историю с лишением акцизных льгот производителей ряда видов спиртного, а также борьбу с фирмами-однодневками.

Однако с нынешним законопроектом на рынке сложилась странная ситуация. Крупные рекламисты стали нападать друг на друга с обвинениями, выясняя, кто же из них и зачем стал инициатором этого закона. Между тем любой начинающий лоббист должен понимать, что законодательный процесс сегодня идет по-другому, времена, когда люди с «коробками из-под оргтехники» разгуливали по Охотному ряду, канули в лету. И Кремль, и руководство «Единой России» играют теперь только по своим правилам. Поэтому наивность рекламных GR-щиков вызывает лишь усмешку. Притом что сами рекламисты говорят, что финансовые объемы всего рынка «наружки» в Москве сопоставимы со стоимостью пары высоток в центре столицы.

Есть и еще одна версия, которую высказывают рекламисты: этим законом власть «решает политические задачи». Правда, не объясняют какие. И, наконец, третья версия: впереди выборы, и оставлять такое медиа в руках монополистов, особенно иностранных, для власти рискованно.

Но даже если исходить из «теорий заговора», приходится признать, что власть наконец демонстрирует, что способна цивилизованно решать свои политически задачи, лишь корректируя правила игры и давая бизнесу возможность самому навести порядок.

Не исключено и другое: принятие поправок по «наружке» приведет к лучшему правовому регулированию рынка наружной рекламы, увеличит его прозрачность, а следовательно, и капитализацию. Профильный комитет собирается рассмотреть его уже 23 марта, а на заседание палаты документ будет вынесен в апреле.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке