«Русский репортер» пойдет в регионы


Группа «Эксперт» запускает журнал тиражом 300 тыс. экземпляров

Новый проект группы компаний «Эксперт», еженедельный журнал «Русский репортер», должен стать лидером по тиражу в своей нише изданий. Заявленный тираж журнала — 300 тыс. экземпляров. Однако участники рынка сомневаются, что такой тираж журнала из «неразвлекательного сегмента» может быть успешно реализован.

О том, что ЗАО «Группа «Эксперт»» планирует запуск нескольких проектов, в том числе еженедельного общественно-политического журнала «Русский репортер», было объявлено еще в октябре прошлого года, одновременно с сообщением о том, что владелец компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска стал совладельцем новой компании «Медиахолдинг «Эксперт». Тогда в группе «Эксперт» заявляли, что «Русский репортер» стартует в марте 2007 года с тиражом 150 тыс. экземпляров. В течение четырех лет планировалось довести тираж до 300 тыс. экземпляров, а расходы на продвижение в ближайшие два года должны были составить 8 млн долл.

Однако, как рассказал РБК daily директор по развитию и маркетингу группы компаний «Эксперт» Алексей Орлов, «Русский репортер» выйдет только осенью, зато сразу тиражом 300 тыс. экземпляров. «У западных информационно-аналитических журналов, таких как Time, Stern, тираж достигает миллионов экземпляров», — говорит г-н Орлов. По его словам, журнал будет распространяться во всех российских городах с населением больше 400 тыс. человек.

Г-н Орлов уверен, что сейчас ниша журналов general interest практически свободна. «Издания в этой нише присутствуют довольно формально. Здесь существуют СМИ, которые фактически транслируют телевизионные новости. А западные бренды плохо адаптируются к запросам российской аудитории. Поэтому у таких журналов, как, например, Newsweek, не может быть значительных тиражей, как у изданий, формат которых разработан на отечественном рынке», — считает он. «Инвестиции в новые проекты группы «Эксперт» составят около 10 млн долл., и значительная часть этих денег уйдет на «Русский репортер», — обещает г-н Орлов.

Эксперты и участники рынка также отмечают, что тиражи потенциальных конкурентов «Русского репортера», «Русского Newsweek» и «Огонька», существенно меньше — 52 тыс. и 57 тыс. экземпляров соответственно. При этом они сомневаются, что заявленный «Экспертом» тираж будет успешно реализован. «С точки зрения бизнеса такой тираж невозможен. Типографии для такого журнала есть только в Москве и за рубежом, поэтому, например, на Урал этот журнал будет приходить с большим опозданием. И сама доставка потребует огромных затрат», — говорит генеральный директор агентства MediaMark Константин Исаков. С ним соглашается директор по развитию и маркетингу департамента медиаактивов группы компаний «Промсвязькапитал» Василий Гатов: «Это неделовое решение, оно находится скорее в зоне политики и освоения бюджетов, чем в зоне бизнеса. Стоимость присутствия такого тиража в сетях в первые месяцы будет в несколько раз превышать выручку от продаж». По словам г-на Гатова, чтобы обеспечить недельное присут­ствие 100 тыс. экземпляров такого издания в крупной киосковой сети, нужно заплатить около 200 тыс. долл. Но крупнейшая сеть киосков, «Роспечать», также принадлежит Олегу Дерипаске, напоминает один из участников рынка: «Имея такую сеть, затраты на распространение можно существенно сократить».

А президент Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев считает, что заявленных инвестиций может не хватить: «Каждый год будет необходимо инвестировать в проект около 7 млн долл., из них около 5 млн долл. могут уйти на рекламную кампанию и от 1 до 2 млн долл. — на вход в торговые сети городов. Для такого журнала это нереальный тираж, так как общество не живет такой бурной политической жизнью, на которую он рассчитан».


ОЛЬГА ГОНЧАРОВА