Российский медиарынок недостаточно цивилизован


В России на рынке распространения газет и журналов имеются серьезные проблемы и противоречия, связанные с возникновением многих негативных тенденций. Об этом говорилось на встрече представителей Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) с издателями и распространителями, которая прошла 6 февраля

По словам президента АРПП Дмитрия Мартынова, в России большой проблемой является недостаточное количество точек распространения печатных СМИ: на 3 тыс. жителей приходится 1 точка распространения продукции. Для сравнения: в Германии и Польше – 1 точка на 600 жителей. Количество точек распространения печатных СМИ в России не увеличивается, сказал президент АРПП, что негативно влияет на обороты рынка и рост тиражей.

Другой проблемой президент АРПП считает низкую цену на прессу, которая сказывается на низкой маржинальной прибыли. По его словам, средняя цена на журнал в Европе составляет 8-9$, в России – 2-3$. «Соответственно, становятся низкими маржинальные доходы различных сегментов системы распространения, при динамичных темпах затрат это приводит к падению рентабельности», – сказал он.

Супермаркеты – динамично растущий сегмент рынка, в том числе и по продажам прессы. Главная проблема реализации прессы через них, считает Д.Мартынов, состоит в том, что «высокая концентрация сетей приводит к сильному давлению со их стороны на поставщиков», а это сказывается и на ассортиментной политике изданий. Анализ ассортимента в различных типах сетей показал, что в связи с низкой ценой на издания и низкими доходами от продаж прессы в оборотах розничных сетей заметную роль играют другие товары.

Глубинными экономическими проблемами, мешающими развиваться всему рынку печатной продукции, Д.Мартынов считает сильную дифференциацию между дешевыми и дорогими изданиями, крупными и мелкими. По его словам, в последнее время наблюдается стремительный рост крупных игроков рынка. По-прежнему сохраняется диспропорция в доходах – рекламный оборот издателей превышает доход всего рынка прессы, что мешает развиваться рынку естественным путем.

Президент АРПП считает, что к кризису дистрибуции приводит низкая оценка «стоимости» прессы обществом, большая наценка на печатный товар. Кроме того, проблему составляют сложности между издателями и распространителями: в России основные риски несут распространители, которые из-за неотлаженной системы платежей в данной сфере несут значительные убытки. «В целом же рынок печатных СМИ становится более цивилизованным, но меняется медленно и недостаточно активно», – сказал Д.Мартынов.

Продолжается рост рекламы в печатных изданиях, в 2004 году количество рекламы в печатных СМИ было 18%, в 2006 году удельный вес рекламы вырос до 26%. Российский рынок один из самых быстрорастущих в мире. Основная часть бюджета многих изданий (особенно изданий с малыми тиражами) составляют доходы от публикации рекламы, а не от реализации тиражей. У многих изданий с низкими тиражами и ценами практически отсутствует реклама. «Это говорит о том, что наш рынок недостаточно рыночный, много изданий корпоративных или существующих на спонсорские деньги», – сказал Д.Мартынов. Основные доходы от рекламы на сегодняшний день получают собственно рекламные издания, женские журналы и ежедневные выпуски газет.

Чтобы улучшить ситуацию на рынке распространения печатных СМИ, АРПП намерена добиться придания прессе статуса социально значимого товара, ввести для всех звеньев распространителей нулевой НДС на печатные СМИ, осуществлять поставки товара по агентским договорам, а не по договорам купли-продажи, гарантировать оптимальный и согласованный с издателями уровень рентабельности во всех звеньях распространения, соблюдать единую дату начала продаж.

В ходе мероприятия были оглашены итоги проведенного АРПП конкурса. Лидерами продаж стали: журналы «За рулем», «Эксперт», «Лиза», «Psychologies», ELLE, «Космополитен», «Бурда», «Караван историй», «Здоровье», «Игромания», «Афиша», «Спид-инфо», «Maxim», «Men’s Health», «Newsweek», «Работа и зарплата», «Недвижимость и цены», «Из рук в руки», «Мой ребенок», «Мама, это Я!», «Школа гастронома», «Идеи вашего дома», «Мой прекрасный сад», «Ручная работа», «Russian Mobil», «Вокруг света», «Семь дней»; газеты «Ведомости», «Литературная газета», «Спорт-экспресс», «Мастер ружье», «АиФ», «Комсомольская правда», «Антенна»; детское издание «Микки Маус», молодежное издание «Дом 2», комиксы «Человек-паук», детское образовательное издание «Геоленок». Лучшим медиапроектом 2006 года стала газета «Жизнь за всю неделю».

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN