Спам зачитают вслух


Сети интернет-телефонии захватила новая напасть: голосовой спам. Он раздражает еще сильнее, чем почтовый, а способы борьбы с ним находятся в зачаточном состоянии. Скоро зараза может дойти и до России, хотя найти здесь клиентов спамерам будет сложно

Новое явление уже имеет два названия: SPIT (SPam over Internet Telephony) и VAM (Voice spAM).

Идея спамеров основывается на том, что в подавляющем большинстве сетей интернет-телефонии звонки между абонентами бесплатны. Поэтому за распространение рекламы платить не придется – как и в случае с обычным спамом, речь идет только об оплате интернет-канала.

Интернет-телефония отличается от обычной тем, что здесь есть возможность одновременной связи с большим количеством абонентов: с обычного телефона пришлось бы методично обзванивать все номера подряд, интернет же позволяет "окучить" тысячи человек сразу, что и делает сети интернет-телефонии лакомым куском для спамеров.

Работают они просто: специальная программа отслеживает абонентов, находящихся в режиме онлайн, после чего звонит им. Ответившему воспроизводят заранее записанное сообщение – он может и не дослушать его до конца, но постоянные звонки будут сильно раздражать. Если же человек пользуется голосовой почтой, "ящик" моментально переполняется спамерскими "голосовыми письмами". А если подключена платная услуга переадресации с интернет-телефона на обычный, абонент пострадает и в финансовом плане.

Раньше со спитом не боролись, считая его преходящим явлением, однако нынешние масштабы вынудили производителей телекоммуникационного оборудования начать разработку специальных фильтров. По сравнению с программами, борющимися с обычным спамом, они пока довольно примитивны – так, NEC VoIP SEAL блокирует входящие звонки, если они инициированы не клиентским приложением интернет-телефонии, а спамерской программой. В случае с почтой спамеры быстро обошли эту защиту, "научив" свой софт "мимикрировать" под пользовательский.

В России эпидемия еще не началась. "На данный момент наши клиенты не сталкивались с телефонным спамом. Однако если будут поступать жалобы на несанкционированную рассылку рекламы, мы обязательно примем меры по ограждению абонентов от нее. Все действия будут осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации. В последней редакции закона о рекламе говорится о запрете средств, работающих без участия человека. Если факт автоматической рассылки будет установлен, аккаунт, с которого она осуществляется, будет немедленно заблокирован. Мы намерены и в дальнейшем придерживаться всех постановлений компетентных органов по борьбе с телефонным спамом", – рассказали в компании "Телфин".

"Интернет-телефония в нашей стране еще не получила такого широкого распространения, как на Западе, поэтому нет пока и спита, – говорит директор по развитию компании "Антхилл" Дмитрий Кузьменко. – Потенциальным телефонным спамерам просто тяжело будет убедить клиентов в эффективности этого метода. Однако когда через 2–3 года интернет-телефония станет массовой и у нас, проблема встанет во весь рост. Остается надеяться, что к тому времени уже будут выработаны механизмы защиты".


Илья Шатилин