Вчера стало известно, что Naspers Limited, работающая в сфере электронных и печатных СМИ в африканских странах, Греции, Китае, Нидерландах, США и Таиланде, приобрела за $165 млн 30% акций зарегистрированной в США компании Port.ru Inc., которая владеет коммуникационным порталом Mail.ru. Сделка была заключена с компаниями Digital Sky Technologies и Tiger Global Management, которые остались в акционерной структуре Port.ru Inc.
Финансовым советником акционеров Port.ru в процессе сделки выступала управляющая компания «Ренессанс капитал».
В качестве самостоятельной компании Port.ru возникла в ноябре 1998 года, выделившись из интернет-подразделения DataArt Enterprises Inc., и занимается электронной коммерцией. Помимо Mail.ru компания Port.ru создала целый ряд тематических интернет-порталов. Однако центральным проектом компании все же было создание и развитие почтовой службы. По состоянию на декабрь 2006 года сервисами Mail.ru пользовались 24 млн уникальных посетителей в месяц, включая 21,5 млн посетителей из России, что делает портал крупнейшей в стране системой бесплатной электронной почты. Согласно финансовой отчетности компании по стандартам US GAAP за 2005 год объем выручки составил $17,3 млн, а EBITDA — $5,3 млн (рентабельность — 30,6%). Объем чистой прибыли равен $3,1 млн (рентабельность— 17,9%). Основные доходы приносит медийная и контекстная реклама.
Аналитик МДМ-банка Елена Баженова считает, что компании этого сегмента оцениваются не по рентабельности или прибыли, а по потенциалу и динамике роста. Например, в июне 2005 года холдинг Rambler Media и его акционеры в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже в секции альтернативного инвестиционного рынка разместили около 29,1% акций на сумму $44,7 млн. «При этом показатель рентабельности по EBITDA у Rambler был отрицательным»,— говорит Елена Баженова. По ее словам, $165 млн за 30%, что в четыре раза превышает размещение Rambler Media, также формировались не из расчета доходов Mail.ru.
Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков соглашается с тем, что стоимость во многом определялась динамичностью этого сегмента медиарынка. «Но если говорить о сумме сделки, то она выглядит справедливой. Такой актив, как Mail.ru, мог бы стоить и на 5–10% дороже. Но очевидно, что понижающую цену роль сыграла закрытость компании»,— считает Владислав Кочетков. По его словам, Naspers Limited давно проявляла интерес к российскому рынку, и информация о том, что она ведет переговоры о приобретении медийных активов, появлялась уже несколько раз. «Нельзя исключать, что, если Mail.ru продолжит показывать высокие темпы роста, Naspers постарается довести свой пакет до контрольного»,— считает эксперт.
НИКОЛАЙ КУЛЮШИН
Почтовый инвестор
24.01.2007
Транснациональная корпорация Naspers Limited получила блокирующий контроль над одним из самых популярных почтовых серверов России— Mail.ru