Россия: мобильный контент «съел» $400 млн


В 2006 г. объем российского рынка мобильного контента составил $408 млн, что на 25% больше, чем в 2005 г.

Эксперты и участники рынка отмечают значительное увеличение доли медиаинтегрированного контента (например, SMS-голосований), рост сегмента java-игр, сервисов знакомств и общения. Специалисты приветствуют скорое появление в России сетей 3G, которое должно привести к росту доли «тяжелого» контента, хотя признают, что в первое время сети третьего поколения будут мало востребованы.

По данным агентства iKS-Consulting, объем рынка мобильного контента в России составил по итогам 2006 г. $408 млн. Рост по сравнению с 2005 г. составил 25%, что намного меньше ожидаемого. Предполагалось, что за год абоненты потратят на контент порядка $470 млн.

По мнению старшего консультанта iKS-Consulting Маргариты Зобниной, 2006 г. «прошел под знаком медиаинтегрированного контента», когда резко повысилась популярность SMS-голосований и других проектов, задействующих ТВ/радио и мобильные технологии.

Основной доход (39%) по-прежнему приносит кастомизация, т.е. закачка музыки на телефоны. Впрочем, прошедший год отмечен значительным ростом сегментов знакомств (общения) и java-игр. «Безоговорочную победу в условной номинации „Прогресс года“ у нас одержали именно игры, — отмечает исполнительный директор компании „Никита“ Станислав Борисов. — Интерес к ним со стороны наших подписчиков вырос более чем в два раза».

Одной из тенденций 2006 г. была дальнейшая экспансия российских контент-провайдеров на рынки СНГ, где крупные игроки видят серьезные перспективы роста своих доходов. Так, компания «Информ-мобил» за год освоила рынки Казахстана, Таджикистана и Грузии. «Частью зарубежной политики компании является предоставление максимально „свежих“, успешно обкатанных в России услуг, а также полное лицензирование контента (как и на территории РФ)», — говорит Дмитрий Тимощенко, исполнительный директор компании «Информ-мобил».

«Во всем мире сервис- и контент-провайдеры задаются одним и тем же вопросом — как убедить потребителей перейти от потребления бесплатных и пиратских загрузок на приобретение платного контента», — считает Маргарита Зобнина. В этом отношении в России много делается Ассоциацией контент-провайдеров, призванной участвовать в борьбе с незаконным использованием прав на интеллектуальную собственность в области мобильных услуг, а также формировать рынок качественного контента.

Естественно, многих интересует вопрос, как будет развиваться рынок после появления в России сетей третьего поколения. Как говорят специалисты, после расширения пропускной способности сетей ожидается увеличение доли «тяжелого» контента, впрочем, многие выражают сомнения в том, что 3G будет широко востребовано. Скорее всего, даже в большинстве крупных городов в течение нескольких лет 3G будет уступать GSM-сетям, поэтому предложение новых услуг, таких, как видеозвонки, видеоконференции, высокоскоростной интернет, будет существенно ограничено.

«Первые коммерческие фрагменты сетей третьего поколения могут появиться в России уже осенью 2007 г., и, в зависимости от темпов их развития, „Никита“ выберет свою тактику продвижения новых сервисов, тем более, что определенный ассортимент контента для абонентов 3G мы готовы предложить прямо сейчас», — заявил Станислав Борисов.

По мысли ключевых участников рынка, мобильное телевидение и LBS-сервисы будут очень интересными направлениями развития контент-услуг, однако инфраструктура российских операторов пока не готова к их полноценной эксплуатации. Для мобильного ТВ прежде всего необходимо значительно повысить качество вещания и увеличить площадь обслуживания. Дмитрий Тимощенко отмечает, что «хотя некоторые коллеги уже объявили о запуске услуги „Мобильное телевидение“, вопросы об определении самого сервиса (видео, „телек“ в мобильном и т.п.), его реализации (EDGE или другие возможности), а также о качестве и стоимости еще остаются без четких ответов».

«Мобильное телевидение находится под большим вопросом не только в России, но и на западных рынках — компании ищут предложения, которые могли бы заинтересовать потребителей, — рассказывает Маргарита Зобнина. — Компании рассматривают различные варианты предложения — общедоступные ТВ-каналы, либо специализированные телеканалы».

Что касается LBS-услуг, то здесь предстоит на порядок повысить точность измерения координат клиента. Наибольший интерес эти сервисы, судя по всему, вызовут у родителей, желающих знать, где находятся любимые чада, а развитие LBS будет поддерживаться раскрытием более точных карт местности, которые ранее на территории России были практически запрещены для использования в гражданских целях. По словам Маргариты Зобниной, этому раскрытию во многом способствовал проект Google Earth.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке