Термокружки

SMS от Вешнякова: новая эпоха или "старые грабли"?


В рамках предстоящих выборов 2007-2008 гг. Центризбирком намерен потратить значительную часть бюджетных средств на проведение рекламных кампаний с использованием интернета и SMS

По мнению ряда экспертов, эффективность такого рода инициатив не выдерживает критики, однако другие видят в использовании достижений ИТ положительную тенденцию, сведетельствующую о том, что Россия вступает в цифровую эпоху.

Центризбирком потратит более 200 млн рублей бюджетных средств для обеспечения интереса россиян к выборам 2007–2008 гг., что, по словам главы ЦИК Александра Вешнякова, в полтора раза больше, чем выделялось на подобные мероприятия в 2003–2004 гг. Часть выделенных средств поступит в регионы, пишет «Российская газета».

В принятой ЦИК программе информационно-разъяснительной деятельности отмечается, что большая часть средств пойдет на «создание компьютерной игры по вопросам избирательного права и процесса». Значительное внимание будет уделяться не только традиционным рекламным кампаниям, но и разного рода пиар-акциям с использованием всемирной Сети и мобильного контента. В частности, будут широко применяться технологии мобильного оповещения о результатах голосований.

Аналитики, однако, скептически оценивают эффективность вводимых инструментов воздействия на избирателей. «В современной ситуации усиления апатии к выборам и отмены порога явки этот шаг — не более чем стремление „сохранить лицо“ по сравнению с предыдущими выборами 2003/04 гг., — отмечает Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. — Эффективность предлагаемых механизмов для сохранения либо увеличения уровня явки молодежи на выборы также не выдерживает критики. Не только в нашей стране, но и во всем мире, где работают демократические механизмы реализации выборов, большая часть молодежи проявляет устойчивую апатию к голосованию».

По словам аналитика, как показали три избирательные компании 1995/96, 1999/00, 2003/04, молодых избирателей не «расшевелить» и не «прикормить» рок-концертами, различными «культурными инициативами», выборными лотереями. «Применение интернет-механизмов, компьютерных игр, использование SMS — все это ничем не лучше для повышения избирательной активности. К тому же, ранее проводившиеся так называемые SMS-голосования продемонстрировали покладистость компаний-операторов, рассылавших SMS-спам за нужного кандидата; идея использования компьютерных игр в целях работы с молодежью в России также не нова и насчитывает более 6 лет, и она не не показала себя как эффективная», — заключил г-н Шалманов.

Определенный вклад в увеличение явки на предстоящих выборах можно ожидать в результате масштабного, а для отдельных городов всеобщего использования избирательных сканеров. Как и любая техническая новинка, к тому же, полностью отечественная, по мнению Сергея Шалманова, она способна, при определенной информационной поддержке с целью привлечь внимание населения к ней, привести на выборы любознательных, а в нашей стране таких немало, и, таким образом, оказать положительное влияние на явку в целом.

По мнению экспертов ИК «Финам», некоторые рычаги воздействия на избирателей все же могут принести желаемые ЦИК результаты. «Интернет — как инструмент донесения информации до избирателя — может оказаться весьма эффективным. Активность пользователей Рунета достаточно высока, а их общее число заметно увеличилось. Кроме того, не секрет, что многие крупные порталы готовы, скажем так, осваивать такие бюджеты. Что же касается мобильного контента, вряд ли он будет способствовать повышению заинтересованности граждан в событиях 2007–2008 гг. Ключевую роль он сможет сыграть, вероятно, лишь на этапе подсчета голосов».

В то же время ряд аналитиков не исключает, что успешная реализация кампании может стать дополнительным стимулом для развития новых бизнес-моделей в цифровой среде. «Не может не радовать то обстоятельство, что государство, традиционно консервативный рекламодатель, уделяет столь серьезное внимание новым медиа (интернет, мобильная связь и пр.) и цифровому контенту, — отмечает Татьяна Стародубцева из J’Son and Partners. — Это является еще одним свидетельством вступления России в цифровую эпоху и послужит серьезным толчком для развития рекламных возможностей и новых бизнес-моделей в цифровой среде (что в том числе подтверждает и западный опыт). При этом необходимо учитывать, что цифровой контент и медиа как рекламный и PR-каналы имеют определенную специфику, о которой нельзя забывать при создании и размещении рекламы, поэтому немаловажное значение будет иметь, какие ресурсы и специалисты будут участвовать в реализации этих планов».

Добавим, что все пиар-кампании будут проходить на конкурсной основе. Исполнителем и координатором выполнения программы будет Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при ЦИК РФ. Проведение конкурсов и размещение заказов также будет входить в обязанности РЦОИТ (наравне с ЦИК и Федеральным центром информатизации). Г-н Вешняков выразил надежду, что явка на выборах-2007–2008 будет не меньшей, чем на предыдущих. По его словам, ГАС «Выборы» полностью готова к грядущему событию. Причем не исключено, что использоваться система будет не только для выбора президента РФ и депутатов Госдумы, но и в региональных кампаниях. Правда, как ранее заявлял г-н Вешняков, введение новых методов голосования, в первую очередь, с помощью интернета, возможно в нашей стране не ранее чем через пять-семь лет.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке