Продажи сотовых телефонов сократились на 14%


По подстчетам «Евросети», в 2006 году количество проданных трубок снизилось на 14%

Пророчества аналитиков о насыщении рынка мобильных телефонов с последующим сокращением продаж сбылись. По подсчетам «Евросети», в 2006 году количество проданных трубок снизилось на 14%. Это сокращение не ударило по «большой пятерке» розничных сотовых сетей: вытесняя мелких игроков, они увеличили продажи и выиграли на росте средней стоимости купленного телефона. Но в этом году сотовой рознице трудно будет сохранить темпы роста, уверены аналитики. По мнению игроков отрасли, единственной панацеей для рынка станет запуск сотовых сетей третьего поколения.

Вслед за стагнацией российского рынка сотовых телефонов в 2005 году прошлый год принес сокращение продаж. Аналитическое исследование «Евросети» по итогам 2006 года подтвердило: количество продаваемых в России телефонов в прошлом году сократилось на 14%, до 29,27 млн аппаратов. Еще в 2005 го­ду продажи составляли 33,5 млн трубок, а в 2004-м — 30,3 млн. Впрочем, в денежном выражении продажи немного выросли — на 3%, с 5,48 млрд долл. в 2005 году до 5,65 млрд долл. в 2006-м. «Рынок немного просел в 2006-м, поскольку из-за кризисной ситуации во второй половине года шла определенная перестройка бизнес-процессов на рынке, что не могло не сказаться на объеме реализуемого товара», — констатирует PR-директор «Цифрограда» Татьяна Москалева.

Спад на российском розничном рынке сотовых телефонов отмечают и вендоры. «Это связано с насыщением рынка в целом, особенно в низком ценовом сегменте», — говорит глава подразделения мобильных устройств компании Motorola в России и СНГ Инга Чурашова. Однако, по ее словам, снижение объемов продаж не уменьшает привлекательность рынка: «Замещение телефонов нижнего ценового сегмента на более дорогие приводит к росту рынка в денежном выражении», — говорит она.

Покупка телефонов на замену старым — одна из причин того, что в прошлом году крупные розничные сети не потеряли в доходах. «Рынок смещается в зону реплейсмента. Это значит, что сейчас большинство продаж — это замена мобильных телефонов на современные, более дорогие модели», — объясняет PR-менеджер «Беталинка» Дмитрий Березин. «На ситуацию влияет развитие потребительского кредитования и рост доходов населения», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. В «Евросети» считают также: по их данным, средняя розничная цена сотового телефона, проданного в России в 2006 году, составила 193 долл. — почти на 18% больше, чем годом ранее, причем стоимость трубок, проданных в кредит и за наличные, разнилась на 93 долл. «Потребительские кредиты увеличили объем рынка на 9%, по сравнению с состоянием рынка без этой услуги, объем продаж сотовых телефонов — на 0,5 млрд долл., или 2,6 млн аппаратов», — считает вице-президент «Евросети» по маркетингу Владимир Богданов.

Рост доходов «большой пятерки» сотовых ритейлеров («Евросеть», «Цифроград», «Связной», Dixis и «Беталинк») поддерживала и консолидация рынка. «Сокращения объемов мы не заметили, напротив, розничные продажи в сети «Беталинк» выросли в 2,5 раза, сеть выросла в 2 раза», — рассказывает Березин. Как уверяют представители других сетей, и их компании весь прошлый год увеличивали оборот. «Продажи федеральных сетей растут — идет наращивание долей рынка за счет ушедших с рынка и более мелких сетей», — объясняет Татьяна Москалева. По данным «Евросети», доля пяти крупнейших ритейлеров на рынке сотовых телефонов на конец 2006 года достигла 78%. Для сравнения в начале 2005 года она составляла 56%.

«В следующем году не останется драйверов для роста рынка. Единственный стимул для роста рынка может дать запуск сетей третьего поколения, но и его роль не стоит преувеличивать», — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. На сети 3G уповают и сами продавцы телефонов. «Новые технологии в телефонах и операторских сетях помогут поддержать объем рынка, а по оптимистичным прогнозам — дадут стимул для по­следующего роста», — считает PR-директор «Цифрограда». Исследователи IDC, прогнозируя дальнейшее развитие сотовой розницы, по всей видимости, также рассчитывали на появление мобильных сетей нового стандарта. По прогнозам IDC, в 2007 году россияне купят только 28,7 млн телефонов, а по итогам 2009 го­да продажи составят 31,5 млн аппаратов.


АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN