Термокружки

Регионалы берут реванш


«Большой тройке» придется потесниться

По данным исследования MForum Analytics, в 2006 году совокупная доля рынка региональных операторов сотовой связи в России выросла на 3% и составила 15%. В то время как операторы «большой тройки» уже делают ставку на рост ARPU, регионалы по-прежнему наращивают абонентские базы. По мнению опрошенных РБК daily аналитиков, та-кая тенденция сохранится и в 2007 году, пока рынок окончательно не насытится.

По итогам 2006 года совокупная абонентская база региональных операторов увеличилась на 40%, до 22 млн человек. Аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев констатирует, что подобными темпами роста операторы «большой тройки» похвастаться уже не могут. Лишь «МегаФон» завершил 2006 год с положительной динамикой — «ВымпелКом» и МТС снизили свои доли, потеряв примерно по 1,5%. Одной из возможных причин перераспределения рынка г-н Деев видит в новой политике «большой тройки», направленной на рост ARPU.

По словам аналитика, операторам «большой тройки» в 2006 году удалось приостановить процесс падения ARPU. «Точно сказать, победили ли тенденцию падения ARPU операторы «большой тройки», можно будет лишь спустя два квартала», — отметил Дмитрий Деев. Иная ситуация с доходами от абонентов у региональных операторов — их показатель ARPU пока продолжает падать. «Регионалы вынуждены заниматься демпингом, привлекая новых абонентов, что и приводит к падению ARPU. Тенденция прекратится лишь после насыщения рынка», — пояснил аналитик. По прогнозам г-на Деева, в 2007 году регионалам удастся захватить еще несколько процентов рынка, доведя свою долю до 17—18%, после этого ситуация стабилизируется.

По итогам 2006 года в пяти регионах абонентские базы региональных операторов превысили 1 млн человек. К ним относятся «Нижегородская сотовая связь» (преодолевшая эту планку в Нижнем Новгороде), «Мотив» (в Екатеринбурге), «Сибирьтелеком» (в Красноярске и Иркутске), «Уралсвязьинформ» (в Перми). По словам Дмитрия Деева, в большинстве регионов МРК «Связьинвеста» не уступают операторам «большой тройки» по числу абонентов.

В приросте абонентских баз совокупная доля региональных операторов в 2006 году выросла в два раза, до 28%. Около 45% от прироста абонентских баз регионалам обеспечил Tele2, еще около 40% — заслуги «Сибирьтелекома», «Уралсвязьинформа» и СМАРТСа.

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин также считает потерю рынка «большой тройкой» следствием нацеленности крупных операторов на рост ARPU. МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» стараются увеличить доходность от существующих абонентов, предлагая различные дополнительные услуги, в то время как регионалы делают ставку на голосовой трафик», — пояснил аналитик. По прогнозам г-на Савватина, 2007 год не внесет серьезных корректив и тенденция сохранится. Региональные операторы смогут увеличить свою долю на 1—3%, при условии, что «большая тройка» не поглотит никого из регионалов. Впрочем, по мнению аналитика, вероятность такого поглощения крайне мала. После этого региональные операторы изменят приоритеты и займутся развитием дополнительных услуг.

По словам Максима Савватина, выдача лицензий на сотовую связь третьего поколения (3G) не должна серьезно повлиять на распределение абонентов. «Обладатели 3G-лицензий могут провести различные акции в отдельных регионах, что позволит привлечь новых абонентов. Однако такие акции будут, скорее всего, разовыми и вряд ли заметно повлияют на увеличение абонентских баз», — пояснил аналитик.


АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке