Бюджеты на вырост


Весной этого года в ожидании нового закона о рекламе специалисты прогнозировали резкое увеличение цен на отдельные виды рекламных услуг и существенное перераспределение денежных потоков по различным каналам рекламы. Однако в Сибири ситуация на рынке рекламных услуг развивается иначе, чем по России в целом. Одно из главных направлений — рост заказов на создание комплексного образа брэнда

Больнее всего поправки к закону о рекламе ударили по телевидению и бюджетам рекламодателей, предпочитающих этот канал информации. Эфирное время, которое можно отводить для рекламы, существенно уменьшилось, благодаря чему возникли две тенденции — увеличение цен на размещение рекламы на телеканалах и, как следствие, поиск альтернативных и при этом не менее эффективных каналов размещения рекламной информации. Однако представители большинства рекламных агентств Новосибирска утверждают, что резких скачков не произошло — цены так же, как и спрос на рекламные услуги, изменились незначительно. «Я бы не сказала, что что-то слишком дорожает, — говорит директор по работе с клиентами рекламного агентства «Афина Паллада» Наталья Агибалова. — Хотя какой-то рост цен, разумеется, есть. Больше всего, конечно, в связи с поправками к закону «О рекламе« подорожало телевидение. Цены на полиграфию не менялись в течение года. Думаю, это связано с высокой конкуренцией в этой области. Хотя сейчас полиграфия и сувенирная продукция очень востребованы, потому что все готовятся к Новому году, а значит, растет спрос на открытки, календари и прочие приятные мелочи. После праздников, конечно, будет определенный спад. Пресса традиционно пользовалась спросом, не думаю, что интерес к ней когда-нибудь угаснет».

Схожее мнение высказала и менеджер рекламного агентства SV-Group Нина Мелихова: «В принципе, ничего особенного на рынке рекламных услуг в Новосибирске не происходит. Цены растут довольно плавно». PR-директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Ирина Шмакова все же выделила наиболее подорожавшие рекламные услуги: «Явно подорожал телеэфир в связи с ограничением количества рекламного времени по закону. Если будут введены новые налоги на конструкции для наружной рекламы, это неизбежно скажется на стоимости размещения наружной рекламы. А все остальное — в пределах инфляции. Агентства периодически пересматривают свои прайс-листы — это связано и с инфляцией, и в некоторой степени с тем, что наиболее востребованные услуги периодически дорожают. Это нормальная экономическая тенденция».

Тем не менее ожидаемого оттока рекламных денег с телевидения так и не произошло. По словам Ирины Шмаковой, в последнее время интерес к телевидению и производству видеороликов, наоборот, усилился: «В этом году мы снимаем три-четыре ролика в месяц. Такой загруженности видеостудии у нас никогда не было. Это означает, что у рекламодателей появилось больше денег, которые они могут потратить на рекламу, ведь видео — это самый дорогостоящий продукт, и, более того, просто так никто ролики не снимает, их производят затем, чтобы потом где-то транслировать. А телевидение — по-прежнему самый дорогой канал рекламы».

Впрочем, по словам специалистов, альтернативные каналы активно осваиваются. Практически все заявляют, что обновленный закон о рекламе дал мощный толчок к развитию Рунета. Рекламодатели стали уделять большое внимание созданию сайтов своих компаний и модернизации существующих ресурсов.

Новые носители стали появляться и в наружной рекламе. По словам Нины Мелиховой, популярность наружных щитов снижается, зато востребованными становятся лайт-боксы. Такие перемены объясняются поправками к закону «О рекламе», ограничивающими количество больших щитов для наружной рекламы в пределах города. Конечно, это обстоятельство повлияло и на стоимость наружной рекламы, однако специалисты считают, что в ближайшее время заметных изменений в этой области рекламы не произойдет.

Впрочем, рекламные агентства уже сейчас готовы предложить альтернативу традиционным каналам рекламы. Несмотря на серьезные опасения экспертов по поводу снижения спроса на BTL-услуги, в ущерб которым многие рекламодатели планировали сохранить прежние объемы рекламы на телевидении, промоакции и мероприятия в Новосибирске продолжают развиваться. «В Новосибирске это направление будет наиболее активно, — уверена Наталья Агибалова. — Стандартной рекламы много, а BTL-акция может привлечь внимание своей нестандартностью, к тому же она не воспринимается как прямая реклама. В Новосибирске в отличие от Москвы BTL только развивается, так что я полагаю, что у нас именно за этим направлением будущее рынка рекламных услуг».

И еще одна особая региональная тенденция, которую отмечают специалисты рекламных агентств Новосибирска, — стремление рекламодателей разработать комплексный образ своего брэнда, что раньше не было настолько востребовано. По словам директора по стратегическому планированию КГ Petra Анастасии Чулюковой, за последнее время увеличился спрос на комплексные рекламные кампании, разработку brandbook, промомероприятия и маркетинговые исследования. «В течение последнего года существенно растет спрос на такую услугу, как коммуникативная стратегия (анализ рынка, действий конкурентов, примеры рекламных сообщений, рекомендации по использованию каналов рекламы). Вторая разновидность этого комплекса — комплексный образ брэнда. Рекламодатели начинают задумываться о том, чтобы все материалы были разработаны в едином ключе, чтобы все сообщения говорили потребителю одно и тоже: не важно, ролик это или плакат — все это должно бить в одну информационную точку».

Сами же рекламодатели в основном утверждают, что поправки к закону «О рекламе» отразились на рекламных бюджетах незначительно. «На размер рекламного бюджета компании «Россита« не влияют цены на рекламном рынке. Но с подорожанием определенных рекламных услуг мы можем переиграть и выбрать другие коммуникационные каналы, нежели те, которые были запланированы раньше», — сообщила PR-менеджер ООО «ТД «Россита« Ирина Цынерт. Рекламный менеджер группы компаний »Фуд-Мастер« подразделения «Вилка-Ложка» Антон Макарчук утверждает, что изменения, произошедшие на рынке рекламы, не затронули рекламную стратегию компании. «Резких изменений в структуре рекламного бюджета не произошло. Распределение коммуникационных расходов между различными каналами осуществлялось в соответствии с запланированными показателями. В целом рынок подвижной связи в 2006 году характеризовался ужесточением коммуникационной ситуации в отрасли, серьезным улучшением рекламных материалов у BIG-3«, — прокомментировал ситуацию на рекламном рынке заместитель генерального директора, коммерческий директор «МегаФон-Сибирь» Муслим Мухамедияров.

Но есть и противоположные мнения. Например, PR-директор сети магазинов бытовой техники «МИР» Елизавета Тотунова отметила серьезные последствия нового закона. «После принятия летом поправок к закону «О рекламе« стоимость размещения на региональном телевидении увеличилась примерно на 40%, — отмечает она. — В 2007 году прогнозируется увеличение стоимости еще примерно на 20%. Конечно, мы были вынуждены увеличить рекламный бюджет».


Ксения ЕРМОЛАЕВА

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN