Термокружки

Над интернетом навис "Газпром"


Опыт газового гиганта в традиционных медиа заставляет с опасением отнестись к его "сетевым" планам

Интервью генерального директора "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича "Российской газете" интересно не только тем, что в нем менеджер рассказывает о планах по освоению интернета. Оценка медиаактивов газового монополиста, которую глава холдинга дает накануне экспансии во Всемирную сеть, позволяет прогнозировать, чем "Газпром" будет там заниматься.

Как объяснил Сенкевич, интернет нужен холдингу "для полного счастья". Сейчас "Газпром-Медиа" владеет газетами, радиостанциями, телеканалами, рекламным агентством, а также присутствует на кинорынке, но хочет большего. Кроме сайтов в интернете, газовому монополисту недостает наружной рекламы. Пока холдинг не определился, как будет действовать в этих двух секторах медиарынка. Сенкевич говорит, что возможно как приобретение существующих проектов, так и запуск новых.

Правда, второй вариант развития событий кажется маловероятным. Пока на счету одного из крупнейших в России медиахолдингов с восьмилетней историей только один серьезный собственный проект - запуск московского информационного радио "СИТИ-FM". Как свидетельствуют данные TNS Gallup Media, аудитория этого вещателя стабильно растет. Если в марте-мае этого года доля радиостанции составляла 0,6 процента, то в августе-октябре ее слушало уже более процента столичных слушателей. И это лишь в пять раз меньше, чем у созданного 15 лет назад "Эха Москвы".

Впрочем, большинству россиян "Газпром-Медиа" известен по другим проектам, и прежде всего как владелец телеканалов НТВ, ТНТ, "НТВ-Плюс", радиостанции "Эхо Москвы", журналов "Итоги" и "7 дней", газет "Известия", "Трибуна", "Петербургский Час-пик". Все эти СМИ были созданы до того, как достались "Газпрому".

В интервью "Российской газете" Сенкевич уверяет, что газеты, журналы, телеканалы, радиостанции приобретались исключительно из "соображений бизнес-успеха". "Даже покупая или создавая СМИ, имеющее политическое влияние, мы готовы его развивать только в том случае, если это принесет деньги. Причем в ближайшей перспективе", - говорит глава компании, владеющей газетами "Известия" и "Трибуна", чьи финансовые достижения вызывают серьезные сомнения у наблюдателей. Зато эти издания активно используются в качестве политических рупоров - "Трибуна" летом стала информационным партнером Общественной палаты, а несколькими месяцами ранее статус партнера "Единой России" получили "Известия" (по информации "Ведомостей").

Серьезно изменилось в последние несколько лет и НТВ. Сенкевич признает, что на канале наблюдается "концентрация мужского контента", однако настаивает на том, что "информационная составляющая остается его визитной карточкой". Иначе считает медиасообщество - в этом году НТВ получил лишь две "ТЭФИ", да и те не за достижения в журналистике (телеакадемики оценили игру Чулпан Хаматовой и Олега Янковского в показанном на НТВ сериале "Доктор Живаго"). Сенкевич говорит, что наблюдается "прогрессивно усиливающаяся субъективная составляющая в выборе победителей "ТЭФИ". Однако опрос, проведенный среди телеменеджеров в этом году, свидетельствует о том, что коллеги по цеху также придерживаются не лучшего мнения об НТВ. Они считают, что некоторые программы канала находятся "за гранью добра и зла", а аудитория вещателя стала маргинальной.

Гендиректор "Газпром-Медиа" настаивает на том, что холдинг благотворно влияет на входящие в него СМИ. И в качестве примера приводит "Известия", которые, по словам Сенкевича, перестали "заигрывать с маргинальными слоями" и перепозиционировались. Теперь газета пытается занять пустующую нишу между бизнес-изданиями и таблоидами, причем делает это, по словам гендиректора, "успешно". "Несколько лет назад "Известия" теряли 10-30 тысяч читателей в полугодие. Сейчас реальный тираж постоянно растет", - говорит Сенкевич. В то же время TNS Gallup Media фиксирует сокращение аудитории издания: если в декабре 2005 года - апреле 2006 года аудитория одного номера "Известий" составляла 439 тысяч человек по России и 136 тысяч человек по Москве, то в мае-октябре этого года один номер газеты в среднем читали 432 тысячи россиян и 126 тысяч москвичей.

Вот такой непонятный для коллег по цеху и экспертов холдинг выстраивает "Газпром-Медиа". Как можно понять из интервью Сенкевича, в интернете компания также намерена заниматься бизнесом. При этом гендиректор "Газпром-Медиа" не говорит, что он будет отличаться от остальных направлений деятельности.


Владимир Моторин

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке