Книжная консолидация


На российском рынке книжного ритейла начинает формироваться пул федеральных игроков, которые могут начать скупать местные сети

Книжная консолидация
Вчера издательская группа АСТ, управляющая сетью «Буква», объявила о покупке сети «Тамбов-книга» за $3–5 млн. Участники рынка предполагают, что процесс скупки региональных сетей продолжится.

Как рассказал «Бизнесу» коммерческий директор группы АСТ Олег Бартенев, на прошлой неделе АСТ приобрела сеть магазинов «Тамбов-книга», ранее бывшую в областной собственности. Сеть насчитывает 11 магазинов в Тамбове средней площадью 200–250 кв. м. Сумму сделки Бартенев не разглашает, по словам источника, знакомого с ходом сделки, она составила $3–5 млн, еще 50 млн руб. будет потрачено на реконструкцию магазинов. Коммерческий директор АСТ уверяет, что с покупкой «Тамбов-книги» АСТ займет 50–60% местного рынка. По словам Бартенева, местную сеть удалось купить после того, как в Тамбов пришла АСТ и ее основной конкурент «Топ-книга», и из-за высокой конкуренции местная сеть начала испытывать серьезные проблемы.

Поглощения региональных сетей на книжном рынке до сих пор были редким случаем. Участники рынка и эксперты констатируют, что на рынке начинает постепенно формироваться конкуренция, и предполагают, что выход крупных игроков в регионы может стать катализатором скупки небольших местных сетей. «Чем дальше, тем чаще такие сделки будут происходить. Книжники только сейчас входят в стадию открытого рынка и конкуренции, которая будет вынуждать тех или иных операторов продавать свои активы. Федеральные сети выходят в регионы, и там, где люди не готовы конкурировать, будут предлагаться сделки по слиянию»,— говорит генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов. Он добавляет, что на рынке уже наметились потенциальные покупатели—национальные игроки: «Топ-книга», АСТ (сеть «Буква») и «Эксмо» («Новый книжный» и «Буквоед»). Генеральный директор Московского дома книги (управляет одноименной сетью магазинов в Москве и регионах) Надежда Михайлова соглашается с тем, что небрэндированные книжные сети находятся в сложном материальном положении: «Они невелики по размеру, у них нет складов в регионах, и из-за этого затруднена доставка. Естественно, крупные издательские структуры с хорошим распространением будут покупать такие сети». Она добавляет, что не в лучшем положении и сети, принадлежащие государству. Впрочем, по словам Олега Бартенева, кроме Московского дома книги, занимающего около 3% российского розничного рынка, в стране остались только три государственные розничные сети.

Тем не менее у федеральных игроков есть широкое поле для потенциальных поглощений: по данным книжных сетей, на рынке, который составляет $2 млрд, растет на 10–15% в год, примерно 80% занимают локальные несетевые игроки. «Правда, надо иметь в виду, что существенный прирост рынка происходит за счет крупных непрофильных сетей, таких как Auchan, „Седьмой континент” и т. д. Их прирост сравним с приростом специализированных книжных магазинов, а совокупная доля примерно такая же — около 20%. При этом, если „Седьмой континент” устанавливает у себя „вертушки” с книгами, это сравнимо с открытием десятка сетевых книжных магазинов»,— рассуждает Олег Бартенев.


АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

1071
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :