Битва мегабайтов с бумагой


Заменит ли бурно развивающийся Интернет бумажные газеты?

Наиболее радикально высказывются, разумеется, те, кто уже давно и плодотворно работает в Сети. Так, руководитель проекта «Рамблер-Недвижимость» Алексей Дубровский привел статистику, согласно которой сейчас уже свыше 5 млн. человек в России пользуются Интернетом ежедневно. 9,7 млн. заглядывают раз в неделю, и более чем 22 млн. – раз в месяц. Эти цифры сами по себе впечатляют, но еще более внушительно выглядят расчеты, согласно которым к 2010 году число пользователей достигнет 83 млн. человек – практически это все взрослое население страны.

Уже сегодня, говорил А. Дубровский, в России существует около трех тысяч сайтов, специализирующихся на недвижимости. В рабочие дни их посещает примерно по 300 тыс. человек, в субботу и воскресенье – по 150 тыс. Ежедневно поисковая система «Рамблер» обрабатывает 400-450 тыс. запросов, содержащих слово «недвижимость». При этом пользователи Интернета во всех смыслах интересные клиенты: эти люди хорошо зарабатывают, они, по различным оценкам, в 2,5-4 раза состоятельнее среднестатистического телезрителя. В общем, Интернет – очень динамично развивающаяся и перспективная площадка для участников рынка недвижимости.

Интернет уже сейчас сильно «давит» на печатные издания, содержащие пообъектную рекламу, считает Филипп Третьяков, директор по маркетингу компании Paul’s Yard. В результате такие газеты, как «Из рук в руки», «КДО», «Недвижимость и цены», активно развивают свои сайты и даже… сокращают «бумажную» часть. А лет через 5-10, прогнозирует Ф. Третьяков, Интернет станет, возможно, единственным инструментом рекламной коммуникации, и вся реклама оффлайн будет состоять из одних ссылок на сайты.

Аргументы, слов нет, могучие, но вот выводы кажутся слишком поспешными. Возьмем цифры «интернет-населения» России. 22 млн. – это впечатляет, но отметим, что это число тех, кто бывает раз в месяц – для них Сеть скорее экзотическая игрушка, чем реальный рабочий инструмент. Даже один раз в неделю – это очень мало, если речь идет о приобретении квартиры (кто занимался этим – поймет), а ежедневно в Интернет заглядывают не так уж много людей, если мерить масштабами страны. И есть сильное подозрение, что те, которых к 2010 году будет 83 млн. – это те самые «гастролеры», которые заглядывают раз в месяц почитать анекдоты.

Второе соображение. Интернет работает не всегда, и – по закону подлости – «повисает» он как раз тогда, когда нужнее всего. Всякому, думается, приходилось видеть на мониторе слова «сайт обнаружить не удалось» и слушать по телефону, как ребята из службы технической поддержки заплетающимся языком объясняют, что Интернет железобетонно будет – но завтра. Если у вас внесены авансы, горят сроки, такие объяснения вряд ли устроят. Газета, родная бумажная газета как-то надежнее.

«Интернет, безусловно, оперативнее, – говорит Александр Гениевский, заместитель генерального директора компании «Новый город». – Однако здесь очень серьезно стоит проблема достоверности информации. Пользователь выходит в Сеть и сначала испытывает эйфорию – как много тут предложений! А потом оказывается, что минимум 80-90% из них – пшик. Так уж сложилось, что ежедневная пресса тут на порядок выше».

«Налицо явная тенденция – создание у изданий печатной и электронной версий, – говорит Игорь Богомаз, заместитель главного редактора газеты «Квартира. Дача. Офис». – Причем мы видим не только то, что газеты и журналы создают свои сайты. Вот, к примеру, RBC – исконно интернет-издание – создал свою бумажную версию. И, думаю, пока перевернуть газетную страницу получается быстрее, чем загрузить сайт, газеты не умрут».

Как рекламный носитель Интернет пока «фантастически недооценен», говорят его поклонники. С этим трудно не согласиться: есть данные о том, что на представление себя в Сети игроки рынка недвижимости тратят около 5% своих рекламных бюджетов, а получают оттуда по 30-50% клиентов. Руководители рекламных служб часто бывают консервативны, ходят проторенными дорогами – в газеты и журналы. И Интернет, несомненно, будет развиваться, тем более что он не только предлагает большой охват аудитории, но и принципиально новые возможности: к примеру, виртуальные туры по продаваемым квартирам или возможность сразу же забронировать заинтересовавший покупателя объект по электронной почте. Но делать из этого вывод, что бумажные газеты умрут – чересчур смело. Юрий Карамаликов, директор по бизнес-коммуникациям компании «Миэль» и вице-президент Московской ассоциации риелторов, просто называет это «интернет-шовинизмом». Вспомним, что появление лет 40 назад нового вида часов, с электронным циферблатом, конечно, основательно покачнуло традиционную часовую промышленность. Но выпуск старых конструкций, со стрелками, не прекратился.


Владимир Абгафоров, журнал Собственник

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке