Сейчас три четверти рынка водки Петербурга контролируют три крупнейших производителя - ЗАО "Ливиз" (до 40%), ЗАО "ХК "Ладога" (25%) и ЗАО "Веда" (10%). В основном продукцию "Ладоги" и "Ливиза" потребляет консервативная часть покупателей, которая свои предпочтения вряд ли изменит. Помимо них сильные позиции у подмосковного производителя - группы компаний "Русский алкоголь" (ТМ "Зеленая марка"), занимающей, по экспертным оценкам, около 10% рынка водки.
Мест нет
В итоге вся борьба идет за оставшиеся 10% рынка, которые сейчас делят сразу несколько крупных компаний с многомиллионными маркетинговыми бюджетами: ТПГ "Кристалл" (ТМ "Гжелка", "Пшеничная", "Путинка"), ГК "Кристалл Гросс" (ТМ "Славянская"), а также украинские компании (ТМ "Союз-виктан", Nemi-roff, "Оверлайн").
"Чтобы занять здесь долю в 3-5%, надо вложить соответственно $3-5 млн. В Петербурге, как и в Москве, очень дорогая дистрибуция. Около 60% реализуется через сети, а входная плата в них высокая. Кроме того, рынок водки Петербурга уже поделен. Примеров, когда новому производителю удавалось тут занять существенные позиции, очень мало", - говорит Максим Черниговский, исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка.
Неудачные попытки
Тем не менее производители не оставляют надежды удивить Петербург новой маркой. Московское ООО "Дейрос" планирует начать производство водок "Добрая" и "Довгань" на мощностях "Ливиза" и "Ладоги". Их не страшит даже неудачный опыт ТПГ "Кристалл".
Торговая марка этого производителя - "Гжелка" занимала в Петербурге третье место по популярности, однако сегодня на петербургском рынке ее уже нет. В начале 2006?г. склады ООО "Алко-Балт" - дистрибьютора "Кристалла" - были обысканы, и правоохранительные органы изъяли несколько грузовиков с водкой "Гжелка". Из-за многочисленных судебных разбирательств с компанией "ЛИВИЗ", также претендовавшей на эту марку, сильный бренд утратил свои позиции на рынке.
"Естественно, что действующие игроки рынка не будут сидеть сложа руки и отреагируют на появление нового конкурента", - говорит один из участников рынка.
Только местное
Показателен также и пример с ЗАО "Псковпищепром" (ТМ "Пушкин"), которое в 2004 г. подало иск на Межведомственную комиссию по регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции при администрации Петербурга. Комиссия, опираясь на данные СПбГУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг", приняла решение о возврате партии водки, направлявшейся в Петербург, производителю. С отменой акциза и введением единой федеральной марки администрация города подобных полномочий уже не имеет, однако у местных регуляторов рынка остается еще достаточно рычагов влияния на производителей из других регионов.
Тем не менее есть ряд и удачных примеров. Тот же "Кристалл", несмотря на неудачу с "Гжелкой", сумел вывести бренд "Путинка".
Андрею Стрельцу, генеральному директору и совладельцу ООО "Омсквинпром", придется приложить немало усилий, чтобы завоевать хотя бы 1% петербургского рынка водки.
400 тыс. дал в месяц - объем рынка водки Петербурга.
Рахнова Маргарита, www.dpgazeta.ru
Крупные игроки водочного рынка стоят твердо на своей доле
09.11.2006
Участники рынка уверены, что закрепиться на рынке алкоголя Петербурга можно, лишь потеснив мелких производителей, которые контролируют около 10% продаж водки