Россияне переходят на дорогой шоколад


В то время как европейские шоколадные рынки стагнируют, российский "сладкий" рынок по-прежнему растет, хотя и так не быстро, как это прогнозировалось

Среднегодовой рост его объемов на протяжении последних 3-4 лет составил порядка 5%. На 2007г. эксперты также прогнозируют рост в 4,5-5%. Зато в денежном выражении отечественный шоколадный рынок увеличивается на 12-15% в год.

Среднестатистический россиянин съедает в год 4,06 кг шоколадных изделий, при среднем уровне их потребления в США и Западной Европе 5,2 кг на человека и в странах Восточной Европе - 2,75 кг в год на душу населения. Правда, здесь статистика выделяет поляков, поглощающих 5,67 кг шоколадной продукции.

Сладкий годовой рацион одного россиянина состоит из 2 кг развесных конфет, 1 кг плиточного шоколада (черного, молочного и белого), а также по полкило конфет в коробках и шоколадных батончиков. Считается, что это немного, поскольку, по некоторым данным, швейцарцы и немцы съедают в год более 10 кг шоколадных изделий. Эксперты говорят о такой цифре, применительно к российскому потребителю, как о недостижимой, но соглашаются с тем, что запас для роста рынка, к радости его участников, еще возможен.

Специалисты отмечают, что речь идет о годовом потреблении именно шоколадных изделий, поскольку если взять весь рынок кондитерской продукции, то там среднестатистическое потребление составит примерно 16 кг на человека. Помимо шоколадной продукции, этот рынок включает выпечку – пряники, булочки, печенье, торты, рулеты и другие сладкие изделия, изготовленные из муки. Базой третьего компонента является сахар – карамели, зефиры, жевательные конфеты, помадки и т.д.

На рынке кондитерской продукции шоколад занимает 43%, в то время как среднем в мире - 60%. Поэтому дальнейшее перераспределение долей между тремя важнейшими сегментами общего "сладкого" рынка: сахара, муки и шоколада вполне возможно.

Интересно, что самое высокое потребление шоколадных изделий в России участники рынка отмечают в Северо-Западном регионе - 4,9 кг в среднем на одного жителя в год. Затем следуют Дальний Восток – 4,4 кг, Москва – 3,9 кг, Урал – 2,9 кг. И самое низкое потребление изделий из шоколада наблюдается в Сибири – 1,9 кг, хотя в холодном климате высокое потребление такого калорийного продукта было бы логичным.

В России сейчас происходит постепенный дрейф потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции, что связывают с увеличением доходов населения. Люди готовы платить за более качественный товар, а производители стремятся предложить им такую продукцию, отметила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов", управляющий директор по маркетингу кондитерского объединения "СладКо" Юлия Орловская. Причем если в нижнем ценовом сегменте шоколадного рынка цена за 1 кг продукции доходит до 180 руб., а в среднем колеблется в районе 180-400 руб., то в сегменте премиум 1 кг стоит 400-630 руб., а в суперпремиум – свыше 630 руб.

Два последних, по мнению экспертов, имеют наибольший потенциал роста и наиболее привлекательны для российских производителей. Таким образом, шоколадный рынок стремится к высшей ценовой границе. В 2006г. увеличение здесь может достигнуть 20%, а наибольшие темпы роста демонстрируют дорогие конфеты в коробках.

Сами видовые предпочтения покупателей не меняются и развесные конфеты долгое время еще будут держаться "в фаворе". Правда, внутри это сегмента тоже замечено перераспределение в сторону более дорогих и качественных конфет. В целом, на рынке развесные конфеты лидируют, занимая 46-48% от всей шоколадной продукции. Вопреки прогнозам о "затухании", этот сегмент продолжает расти на 6-7% в год, а его объем достигает 240 тыс. тонн. в год. Единственно, что происходит на этом рынке – "борьба" между развесными конфетами "россыпью" и развесными конфетами, упакованными в пакеты самими производителями.

При невысоких и склонных к замедлению темпах роста производители и продавцы шоколадных изделий неслучайно уповают на продукцию класса премиум, способную поддержать рынок. Так, на 2007г. запланировано открытие шоколадных бутиков "Конфаэль" в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, и вообще, компания собирается удвоить сети за счет открытия десяти новых магазинов в городах-миллионниках.

Настоящий шоколад должен состоять из натуральных ингредиентов – какао-масла, тертого какао и сахарного песка. По российским стандартам нельзя добавлять никаких добавок. По западному законодательству, шоколад - это продукт переработки какао-бобов и допускается только 5% заменителей какао-масла. По словам директора по качеству ОАО "Рот Фронт" Надежды Лукиновой, российские предприятия работают по отечественному ГОСТу и, естественно, используют только натуральные продукты, без заменителей. Благодаря строгому соблюдению стандартов качества российские производители и выигрывают у конкурентов.

Отечественный шоколадный рынок по-прежнему остается привлекательным, в том числе и для иностранных игроков. В первой пятерке игроков, суммарная доля которой в "шоколаде" составляет 63%, доминирует зарубежный капитал. Несмотря на лидирующие позиции российского холдинга "Объединенные кондитеры" (компании "Рот Фронт", "Красный Октябрь", "Бабаевский", 15 предприятий с общей долей на рынке 23%), его догоняют швейцарский концерн Nestle (15%), американские компании Mars (10,6%) и Kraft Foods (9,3%), а также холдинг "СладКо" (5,7%), контролируемый норвежской компанией Orkla ASA. Причем весной 2006г. норвежцы увеличили свою долю на рынке, приобретя более 75% акций питерского ЗАО "Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской".

Зарубежный капитал, видя перспективы российского шоколадного рынка, продолжает скупать отечественные компании, увеличивая свое влияние здесь. Россия для иностранцев - новый перспективный регион, представляющий интерес и потому, что свои рынки давно поделены и затраты там несравнимо больше. Внимание иностранных кондитеров к отечественному потребителю объясняется и финансовыми причинами. Так, по разным оценкам, в 2005г. шоколадный рынок России составил порядка 3 млрд долл.

Активность иностранцев не дает возможности расслабиться отечественным игрокам, заставляя их уделять больше внимания маркетингу и четкому позиционированию и продвижению брендов. Натиска региональных производителей "шоколадные" гранды не боятся. "На сегодня мы не испытываем сильных проблем от региональных производителей шоколадной плитки", - говорит директор департамента продаж холдинга "Объединенные кондитеры" Андрей Хомутянский - Этот рынок уже поделен крупными национальными игроками, в том числе иностранными".

Cреди тенденций, которые в ближайшее время будут характерны для российского шоколадного рынка эксперты выделяют - его перераспределение в сторону более дорогих продуктов, приход новых иностранных игроков и агрессивную рекламу.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке