Киносети подводит аудитория


Участники рынка кинопоказа встревожены несоответствием темпов роста сетей кинотеатров и их посещаемости: если рынок кинопоказа растет на 25–30%, то аудитория киносетей растет всего на 6–7%

Участники рынка надеются компенсировать возможные потери за счет увеличения доли в общей выручке доходов от непрофильного бизнеса— фаст-фуда и развлекательных элементов.

Рынок кинопоказа растет на 25–30% в год. К концу этого года число кинотеатров в России должно превысить, по данным «Невафильма», 630, а количество залов — достигнуть 1370.

Несмотря на высокий рост количества кинозалов, посещаемость кинотеатров растет лишь на 6–7% в год. «Рынок постепенно будет насыщаться, и дисбаланс неизбежен: рост новых кинотеатров опережает развитие зрительского интереса»,— констатирует директор по маркетингу сети «Киномакс» Дмитрий Тюрин. «Несмотря на рост рынка кинопоказа, посещаемость кинотеатров увеличивается не более чем на 6–7% в год»,— соглашается гендиректор «Невафильма» Олег Березин. Гендиректор сети «Формула кино» Андрей Терешок соглашается с оценкой Березина. «Правда, рынок кинопоказа, по нашим оценкам, растет меньше, чем на 30% в год, скорее на 20–25%. Однако, безусловно, некоторые кинотеатры окажутся нерентабельными и будут закрываться, часть кинотеатров закрываются уже сейчас»,— говорит Терешок. «Посещаемость кинотеатров не растет сейчас теми пропорциями, которыми должна была бы расти: залов уже сейчас больше, чем посещаемости. И планы киносетей по окупаемости отстают от реальности»,— соглашается с кинопоказчиками гендиректор агентства «Кармен-медиа» (размещает рекламу в кинотеатрах) Павел Шиловский.

Гендиректор «Синема-парка» Сергей Китин считает, что пока дисбаланс между ростом рынка и посещаемостью кинотеатров в первую очередь касается одно- и двухзальников, в особенности принадлежащих несетевым компаниям. «6–7% — это в среднем по России. Конкуренция на рынке повышается, некоторые операторы разоряются. Рост современных многозальных кинотеатров пропорционален рынку, потому что из однозальников люди уходят в многозальники. А у однозальников действительно сейчас никакого роста не происходит»,— считает Сергей Китин. Он также отмечает, что диспропорция сегодня уже касается Москвы и Санкт-Петербурга. «Московский рынок уже практически заполнен: открытый в Москве новый мультиплекс может означать для другого кинотеатра конец. Сейчас в столице уже происходит перераспределение аудитории по лучшим кинотеатрам. Поэтому мы идем в регионы: открывая кинотеатры в региональных городах, мы обеспечиваем 30-процентный рост аудитории»,— говорит Китин.

А по мнению гендиректора DVI Cinema Владимира Федорова, в России еще 30% неохваченной аудитории. «Москва и Петербург почти полностью насыщены, сейчас идет освоение городов-миллионников. В дальнейшем аудитория будет увеличиваться за счет освоения городов от 500 тыс. человек»,— уверен Федоров. Гендиректор УК «Каро-фильм» Игорь Ильчук отмечает, что роста посещаемости нет. «Количество кинотеатров стремительно растет, мы не наблюдаем роста заполняемости по нашим кинотеатрам, хотя, с другой стороны, и падения нет.

Если рост и есть, то только на начальном этапе работы кинотеатра, в дальнейшем он замедляется»,— говорит Ильчук.

Участники рынка отмечают, что величина кассовых сборов на один экран также растет непропорционально рынку кинопоказа — приблизительно на 7% в год, в 2005 году она составила $300 тыс. на один экран.

По словам гендиректора «Невафильма» Олега Березина, рост кассовых сборов происходит сейчас не за счет увеличения посещаемости, а за счет цены билета. «Если средняя цена билета по России сейчас $5,3, то в следующем году она может вырасти на 25–30% и составить около $7»,— прогнозирует Березин. По оценке Терешка, в дальнейшем стоимость билетов может расти не более чем на 10% в год. А Игорь Ильчук полагает, что средняя цена билета уже достигла паритета.

«Если и возможен рост, то только на инфляционную составляющую или на дополнительные привилегии в отдельных кинозалах — VIP-обслуживание, 3D-, 4D-показы»,— говорит Ильчук. Павел Шиловский из «Кармен-медиа» добавляет, что повышать цены операторам киносетей мешает растущая конкуренция: «Где нет жесткой конкуренции, кинотеатры пытаются повысить цену билета. В Москве же это практически невозможно: кинотеатры стоят рядом'BB.

Участники рынка надеются, что кризис насыщения рынка можно будет преодолеть за счет увеличения доли в общей выручке доходов от параллельных направлений. По данным сети «Киномакс», в среднем по рынку в общей выручке кинотеатров 60% приходится на кинопоказ, 30% — на фудкорт, 10%— на рекламу и игровые зоны. Правда, у некоторых сетей прибыль от сопутствующих бизнесов выше. «Доли кинопоказа и общепита постепенно сближаются. Если вначале фаст-фуд приносил 35% оборота, то теперь — 40%»,— говорит замгендиректора «Киномакса» Ирина Туманова. «Я знаю кинотеатры, где доход от баров достигает 80% от суммы проданных билетов»,— добавляет Березин из «Невафильма». Он отмечает, что в условиях низкого роста аудитории кинотеатры добавляют к показу все больше развлекательных услуг. «Каждый кинотеатр должен придумать нечто свое, уникальное, что может привлечь зрителя тратить деньги»,— отмечает Березин. «Тенденции рынка идут в сторону увеличения развлекательной составляющей в доходе кинотеатра, который становится местом проведения досуга. По нашим данным, уже сформировалась аудитория, которая приходит в мультиплекс не смотреть фильм, а отдохнуть в компании»,— соглашается Тюрин из «Киномакса». «Мы планируем диверсифицировать свою деятельность за счет организации ресторанных услуг на территории кинотеатров и расширения развлекательной составляющей»,— добавляет Ильчук. «Сети будут искать пути получения дополнительных доходов, в частности, за счет 3D- и 4D-форматов и цифрового кинопоказа»,— заключает Андрей Терешок из «Формулы кино».


АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке