Мосгордума рассмотрела концепции законов "Об архитектурном зонировании" и "О художественном оформлении города"


20 октября на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству рассматривались концепции двух новых городских законов: "Об архитектурном зонировании города Москвы" и "О художественном оформлении города Москвы"

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре Мосгордумы, разработчик концепций - председатель комиссии, депутат Михаил Москвин-Тарханов (фракция "Единая Россия"). По его словам, целесообразность разработки законодательного акта об архитектурном зонировании столицы вытекает из практики работы по урегулированию конфликтных ситуаций с москвичами при реализации различных архитектурных решений.

Главная цель будущего закона - определить основные требования к архитектурным проектам, представляемым на конкурсы, для разных архитектурных зон Москвы. Москвин-Тарханов предлагает выделить пять видов таких зон:

1.Зоны сохранения архитектурной среды. Речь идет об исторической части города, где к архитектурным проектам должны предъявляться требования по ограничению высотности и объемов зданий. Особые требования будут предъявляться и к фасадам зданий, их стилю, декору и колористике: необходимо сохранить единство визуальной среды старых городских улиц и площадей. Кроме того, особые требования могут предъявляться к элементам комплексного благоустройства, малым формам и озеленению придомовых территорий. Задача каждого архитектурного проекта на таких территориях должна быть следующей: максимально гармонично вписаться в сложившуюся архитектурную среду для ее сохранения или максимально щадящей модернизации.

2.Зоны воссоздания архитектурной среды. В этих зонах многие здания были утрачены, но сохранились ценные элементы городской застройки и исторические документы по утраченным объектам. Здесь должно быть проведено частичное архитектурное воссоздание городской среды в соответствии со стилистическими и художественными требованиями по зоне. Пример зоны воссоздания архитектурной среды - Зарядье, где после сноса гостиницы "Россия" планируется построить "старинный" комплекс.

3.Зоны модернизации архитектурной среды. Рядовая застройка 1960 - 1990 годов, монотонная и унылая, должна быть модернизирована отделкой и цветом фасадов, малыми формами, объектами комплексного благоустройства при капитальном ремонте зданий, а также украшена оригинальными строениями при новом строительстве.

4.Зоны свободной организации архитектурной среды - новостройки, места массовой жилой застройки.

5.Зоны архитектурного развития. В таких зонах реализуются новые, нетривиальные проекты, исключается рядовая, типовая застройка, идет поиск новых форм: например, Московский Деловой Центр "Москва-Сити".
Зонирование должно быть проведено также по уровням параметров конкурсов и ответственности при их проведении, С этой точки зрения выделяются зоны проведения международных, национальных и городских конкурсов.

Как сказал Москвин-Тарханов, "разработка закона об архитектурном зонировании направит творческую мысль архитекторов в нужное русло учета требований, предъявляемых уже сложившейся застройкой, или же к свободному поиску новых архитектурных решений, а органы исполнительной власти города побудит к формализации требований к конкурсной документации на основе архитектурных зональных норм".

Обеспокоенность московской общественности состоянием городской визуальной среды привела депутата к мысли о необходимости разработки еще одного закона - "О художественном оформлении города Москвы".

Действительно, сегодня уникальные фасады домов, исторические комплексы, общественные территории искажаются в результате ремонтных работ: исчезают ценные архитектурные детали, скульптуры и иные малые формы, изменяются профили окон и входных дверей, появляются новые окна и двери, дополнительные сооружения при входах в здания - козырьки, тамбуры. Произвольно меняется цвет уличных фасадов домов, их отделка, на фасадах размещаются приборы кондиционирования, освещения и связи, крепления рекламных носителей. Сами фасады загораживаются различными вывесками, указателями, устройствами наружной рекламы, витрины нижних этажей по своему оформлению дисгармонируют с общим дизайном фасадов зданий. Такое положение становится нестерпимым - особенно это касается главных улиц и площадей города.

По мысли автора, будущий закон установит принципы и правила сохранения архитектурного облика главных (уличных) фасадов домов и связанных с ними объектов.

Необходимо, в частности, установить, что уникальные и особо ценные фасады домов должны быть полностью сохранены и визуально доступны в своей изначальной архитектурной подлинности. Перечень таких фасадов должен быть утвержден Правительством Москвы. Иные ценные фасады можно будет подвергать изменениям в ограниченных пределах и исключительно с согласия органов архитектуры. При этом на сложившихся территориях в значимых для города зонах уличные фасады домов не должны подвергаться сколь либо значительным переделкам и изменениям по сравнению с изначальным обликом, они должны сохранять свои первоначальные дизайн и цвет, а также не заслоняться дополнительными вывесками, указателями и установками наружной рекламы.

При проведении капитального ремонта фасадов домов необходимо будет воссоздавать их облик фасадов в виде, максимально приближенном к первоначальному архитектурно-художественному решению. При этом избыточные объекты на фасадах, или связанные с фасадами объекты (козырьки, навесы, вывески, щиты, фонари, различные устройства и приборы, должны демонтироваться. Это правило должно также распространяться на придомовые территории, наземные (тумбы, щиты, вазоны) и воздушные (тросы перетяжек) объекты. При оформлении вывесок и витрин в нежилых помещениях первых двух этажей особо ценных домов должно соблюдаться стилевое, композиционное и цветовое гармоническое единство их оформления с общим дизайном фасада здания.

Таким образом, закон "О художественном оформлении города Москвы" призван установить архитектурный надзор на стадии эксплуатации ценных городских зданий, их ансамблей, комплексов, целых улиц и площадей. При этом должны быть разработаны регламенты по конкретным объектам и их комплексам, на основании которых всем собственникам нежилых помещений в ценных зданиях будут выданы соответствующие предписания, содержащие ограничения и требования к фасадам, вывескам витринам, окнам, дверям, обязательные для соблюдения при проведении ремонтных работ. Кроме того, по особо ценным зданиям и комплексам всем собственникам нежилых помещений в них будут выданы предписания с указанием сроков приведения фасадов зданий и связанных с ними объектов в соответствие с требованиями регламентов.

Необходимо также предусмотреть внесение в кодекс об административных правонарушениях норм, устанавливающих ответственность за нарушение требований закона "О художественном оформлении города Москвы".

Члены комиссии, а также принявшие участие в заседании представители исполнительной власти и члены Общественного экспертного совета при комиссии признали обе концепции заслуживающими внимания. Следующий этап - проработка их специалистами. Решено направить концепции будущих законов мэру Москвы с просьбой дать поручения соответствующим структурам исполнительной власти.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN