Термокружки

Товарный знак от «Большой и Малой медведицы»


Сразу две фирмы Екатеринбурга и Санкт-Петербурга начали передел брендового имени. На поле брендов, логотипов и торговых марок столкнулись новый объединенный банк URSA Bank, детище ОАО «Сибакадембанк» и ОАО «Уралвнешторгбанк», и производитель одноименного утеплительного материала «URSAGlasswool», стекловата УРСА» фирма УРСА Евразия

Процесс выбора нового имени для банка продолжался с июля по сентябрь 2006 года. Как уже сообщал Justmedia, 3 сентября объединенный Совет директоров Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка утвердил имя нового банка. 7 сентября документы на регистрацию названия были поданы в Центральный банк РФ, а 21 сентября на пресс-конференции название было объявлено.

По словам основного акционера банков Игоря Кима, разработчики не хотели чего-то случайного. «Мы стремились создать бренд, который будет отражать сущность банка и его команды, и который лояльно воспримут наши клиенты. Нам был необходим бренд с более широким смыслом, чем Сибакадембанк», – прокомментировал господин Ким.

Однако первопроходцы имени «URSAGlasswool» остались не в восторге от перспективы делить «медведицу» с кем-то еще. Рr-менеджер компании Екатерина Сабурова отметила, что «URSAGlasswool» не исключает вероятности судебного разбирательства относительно использования их имени новым банком. «Наши юристы сейчас рассматривают все аспекты законности использования слова URSA в названии нового банка. До 4 октября мы не будем давать официальных комментариев по этому вопросу, все будет зависеть только от итогов расследования», – подчеркнула Сабурова.

Между тем Уралвнешторгбанк (УВТБ) не ожидает судебных исков от компании УРСА Евразия в связи с переходом на новое имя – УРСА Банк. В то же время, торговая марка УРСА и логотип с двумя медведями зарегистрирована испанским строительным концерном Уралита Групп для производства одноименного утеплительного материала (URSAGlasswool, стекловата УРСА). По Екатеринбургу даже ездят трамваи с рекламой стекловаты УРСА. Экспертами высказывались опасения, что такое соседство негативно скажется на идентификации банка у возможных клиентов. Кроме того, компания УРСА Евразия теоретически может подать в суд за незаконное использование ее фирменного названия.

Однако в банке драматичной сложившуюся ситуацию не считают. «Разработчики нового имени банка, в частности Томас Гэд, прекрасно осведомлены о существовании такого бренда, как теплоизоляция УРСА. О каких-либо переговорах по использованию названия нам неизвестно. Хотелось бы отметить, что мы не являемся конкурентами со строительной корпорацией ни в одной области, поэтому воспользовались правом на регистрацию бренда в неконкурентной и несмежной области. На этих основаниях мы не ожидаем судебных исков по незаконному использованию фирменного названия», – пояснили в пресс-службе банка.

В передел имени включились и специалисты. По словам заместителя председателя УБС Евгения Болотина, если производители стекловаты все же решатся выдвинуть иск против банка, то это в определенной мере создаст прецедент. «Насколько мне известно, в банковской сфере таких споров еще не было. По российским законам, фирменное название регистрируется за фиксированную плату для каждой конкретной сферы деятельности. Если у компании УРСА Евразия есть регистрация товарного знака в сфере финансовых услуг, то можно и в суд не ходить, они, бесспорно, выиграют это дело. Если нет, то можно оспаривать только совпадение в логотипе. Но визуальный ряд банк еще не представил, поэтому непонятно, о каком совпадении может идти речь. Еще раз повторю, единственная инстанция, которая в компетенции решить этот спор – суд», – подчеркнул Болотин.

Регистрация товарного знака, по российским законам, происходит для определенной сферы деятельности, причем допустимо существование компаний с одинаковым именем в разных областях. Законодатель считает потребителя рекламыдостаточно компетентным, чтобы отличить сообщения про стекловату от сообщения про банк. Из-за этого на российском рынке мирно сосуществуют автомобиль «Альфа Ромео» и «Альфа-банк», или мебельная компания «Дельта» и финансовая группа «Дельта». По словам Евгения Болотина, вряд ли разработчики бренда «УРСА Банк» объявили новое имя, не проверив его регистрацию в Роспатенте.

Несколько иной точки зрения придерживается директор Агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Евгений Шестаков. По его оценке, у URSA Bank есть все шансы получить не только имя, но и белых медведей УРСА Евразия. «Действительно, товарные знаки регистрируются в отношении заявленных товаров и услуг, всего их по классификации 45. Теоретически можно забить все 45 классов и стать монополистами в названии, однако такие подтасовки запрещены действующим законодательством. Если у УРСА Евразия действительно есть регистрация товарного знака в сфере финансовых услуг, однако они их не оказывали в течение трех лет, то это нарушение закона. В этом случае URSA Bank в выигрышной позиции – его лицензию выдает Цетробанк, URSA Bank действует исключительно по закону. Не думаю, что у УРСА Евразия найдется лицензия Центробанка», – подчеркнул Евгений Шестаков. Если при таком раскладе дело дойдет до суда, то производители стекловаты могут легко лишиться имени и крупной суммы денег на штраф.

Зато у них в качестве утешительного приза, скорее всего, останется домен www.ursa.ru. Это домен уже зарегистрирован на фирму «УРСА Евразия», Банк УРСА, конечно, может попытаться его выкупить, но шансы малы. Наш эксперт, директор сайтостроительной компании «Медиасайт» Сергей Амиров прокомментировал ситуацию так: «На прошлой неделе мы были посредниками при покупке одного из раскрученных доменов. Стоимость сделки – около 20 тысяч долларов. Но такой домен, как www.ursa.ru вряд ли будет выставлен на продажу. Все знают, что УРСА – это утеплители, такие бренды не продаются. По моему мнению, деньги, которые банку придется выложить за домен, будут просто несоизмеримы с реальной стоимостью приобретения.Проще и логичнее придумать и раскрутить другое доменное имя».

Сейчас вопрос о том, кому достанется «медведица», фактически остается открытым. Все упирается в то, какое визуальное оформление выберет для себя URSA Bank. Если их логотип будет напоминать оформление УРСА Евразия, то крупнейший поставщик стекловаты получит право подать на них в суд по закону. Если нет, то вопрос останется открытым. Непонятно только одно: зачем банку брать себя имя производителя стекловаты?


Ксения АЛИЕВА, Роман ИСХАКОВ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке