Хлеба и прессы


Печатные СМИ хотят стать социально значимым продуктом

По информации РБК daily, завтра Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) направит в правительство и Государственную думу Концепцию развития рынка распространения печатной продукции. Один из пунктов концепции - придание прессе статуса социально значимого продукта, который обяжет магазины и супермаркеты включить печатные СМИ в ассортимент своей продукции. Однако участники рынка с сомнением воспринимают эту инициативу, считая, что нельзя административными мерами заставить магазины продавать прессу.

О проекте концепции РБК daily рассказал начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Геннадий Кудий. По его словам, концепция была разработана на отчетно-выборной конференции АРПП, после чего участникам рынка было предложено внести в нее изменения, и уже завтра она будет направлена в федеральные органы власти и субъекты Федерации. «Мы будем поддерживать эту инициативу и рекомендуем рынку рассмотреть ее», - заявил г-н Кудий. По его словам, статус социально значимого продукта обеспечит появление прессы во всех магазинах и супермаркетах, а также предоставит ряд льготных условий, к примеру снижение ставки на аренду земли для продавцов печатной продукции. «Сейчас супермаркеты относятся к прессе так же, как к водке, - считает председатель правления АРПП Александр Оськин. - Мы движемся по пути США, где диктат супермаркетов, самостоятельно определяющих ассортимент своей продукции, вызвал сокращение наименований печатных СМИ на 30%, а тиражей - на 20%». По его словам, пресса, которая «формирует в стране единое информационное пространство», обязательно должна присутствовать на полках магазинов. При этом, отмечает г-н Оськин, в крупнейших российских розничных сетях «Пятерочка» и «Копейка» прессу не продают вообще, и никто не может заставить ритейлеров изменить эту практику. «Наши сети должны понять, что пресса приносит больший доход, чем йогурт. Придание ей особого статуса гарантирует доступ издателей во все сети и обеспечит им стабильный устойчивый рост тиражей. Это будет выгодно и распространителям, так как их прибыль увеличится за счет роста объемов продаж», - заключает г-н Оськин.

Сейчас, по данным АРПП, 16% московской прессы реализуется через супермаркеты, объем продаж, по оценкам дистрибьюторов, составляет 42 млн долл. Однако по числу точек продаж на душу населения Россия отстает от многих европейских показателей. В нашей стране одна точка прессы приходится на 4,5 тыс. жителей, в Германии - на 1 тыс., в Польше - на 500.

С тем чтобы обязать магазины и супермаркеты разместить на своих прилавках печатную продукцию, соглашается и бывший президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон. Он выразил надежду, что уже в следующем году «организации удастся добиться успеха в этом направлении». По словам г-на Кудия, концепция предусматривает и другие изменения в отрасли, в том числе снижение ставки НДС на розничную продажу прессы и подписку. «Сейчас ставка НДС на продажу прессы составляет 10%, на подписку - уже 18%, в то время как в странах Восточной Европы самая высокая ставка на продажу в Польше и составляет она 7%», - говорит он. Г-н Кудий отмечает, что все эти меры «помогут сделать прессу дешевле и доступней, в чем мы заинтересованы».

Участники рынка высказывают разные мнения относительно проекта по приданию прессе статуса социально значимой продукции. Например, генеральный директор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин считает, что издатели сильно выиграют, если магазины обяжут бесплатно предоставлять место для прессы. «Вход в супермаркеты, например, сейчас облагается очень большими платежами, - говорит он. - Цены, которые запрашивают супермаркеты, заставляют издателей задуматься, стоит ли там размещать прессу. Однако супермаркеты немного потеряют, если их обяжут предоставлять три квадратных метра для прессы. Сейчас для них 30% прибыли в год - нормальное явление». В то же время генеральный директор «Московского комсомольца» Павел Гусев отмечает, что процесс утверждения особого статуса для прессы требует длительного регулирования и сложного согласования с руководством магазинов и супермаркетов. С ним соглашается начальник отдела реализации печатной продукции комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы Сергей Лобанов. «Магазины могут выставить на прилавок газету собственного корпоративного издания и таким образом выполнить норму», - говорит он.

Ритейлеры, в свою очередь, оправдываются тем, что при формировании ассортимента продукции они руководствуются покупательским спросом. «Например, в «Перекрестке» пресса продается потому, что покупателю, который приходит в магазин, этот товар интересен, - говорит директор по коммуникациям Pyaterochka Holding N. V. Геннадий Фролов. - Нужно достаточно аккуратно относиться к тому, что действительно является социально значимым товаром, а что не является. Ведь к социально значимым можно отнести практически любой товар, который может быть как выгоден, так и невыгоден супермаркетам и сетям. При принятии таких решений нужно все-таки учитывать интересы сетей».


ОЛЬГА ГОНЧАРОВА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке