Термокружки

В ожидании гигантов


Чем быстрее растут электронная коммерция, поступления от интернет-рекламы и прочие бизнесы в Сети, тем большее внимание со стороны крупных офлайновых компаний получает интернет в целом

По крайней мере, так зачастую думают люди, которые только онлайн-бизнесом и занимаются. Можно даже написать отдельную историю бизнеса в интернете, которая будет в качестве вех использовать ожидаемые и реально произошедшие пришествия гигантов из офлайна.

Сейчас как раз идет активная стадия ожидания таких гигантов: ждут, что они или купят какие-то готовые компании, или начнут работать сами с нуля, используя большие финансовые возможности. Первый вариант традиционных интернетчиков вполне устраивает: можно надеяться, что купят именно тебя. Второй слегка напрягает людей: они любят пугать себя и других историями о том, что придет большой и страшный имярек и заберет себе львиную долю рынка. На практике так получается не всегда. Особенно в России.

В последнее время пришествия магнатов более всего ожидают медиабизнес и ритейл. Больше всего разговоров, конечно, о медиакомпаниях, они как-то ближе журналистам, да и повод имеется: компания News Corp., которая много денег потратила на интернет, но более всего на покупку MySpace, ныне самую популярную социальную сеть в США. Пример интересен еще и тем, что медиакомпания вложила деньги в проект, который к медиа имеет весьма опосредованное отношение. Это не газета и не телеканал, а всего лишь популярный сервис. Что и вызывает восторг, смешанный с ужасом: медиагигант, которого считали большим и неповоротливым, вдруг понял великую особенность интернета и стал там создавать не очередное СМИ, а вложил деньги в сервисную платформу. То есть можно предполагать, что за ним подтянутся и другие медиакорпорации и станут делить рынок со всеми его web 2.0 особенностями. На самом деле что-то подобное происходит, но вяло. Вот есть Viacom, который главным образом на базе MTV собирается реализовывать разные сервисы: и продажу музыки, и социальные сети, объединенные с телеканалом и т. д. Но это все еще в планах, а так больше ничего инновационного нет. Или создаются онлайн-версии популярных СМИ (что весьма неплохо), или не делается ничего, или делается плохо. С тем же прославленным MySpace речь не идет о создании медиагигантом проекта, но лишь о покупке готового, к тому времени уже более чем успешного сервиса. То есть в США гиганты от медиабизнеса не слишком рвутся в новую среду обитания. По крайней мере, в гораздо меньшей степени, чем это принято описывать.

Другой пример из ритейла: пошли слухи, что Wal-Mart собирается заняться продажей фильмов онлайн. Эта компания — крупнейший ритейлер в офлайне, в частности, и фильмов очень много продает, имеет хорошие рычаги влияния на поставщиков и большие финансовые возможности. Теоретически может войти на горячий рынок продажи видеоконтента и потеснить там других игроков.

Но только теоретически, потому что при любых раскладах подобное направление бизнеса окажется неприоритетным. Объемы не те, к которым привык Wal-Mart. С медиабизнесом, по большому счету, ситуация примерно такая же, хотя и чуть лучше в смысле финансовых перспектив. И если в США, скажем, традиционным медиакорпорациям иногда удается хотя бы сделать популярные версии своих СМИ в интернете, то в России и такой вариант редок: наиболее популярными остаются исконно интернетовские издания. Если «там» уже идут разговоры о расширении медиагигантов через создание или покупку популярных видов сервисов, то «тут» многие медиакомпании только начинают двигаться в сторону создания качественных онлайн-версий своих известных изданий.


АНТОН НЕСТЕРЕНКО

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке