«Карат» с сыром


Московскому сырзаводу «Карат» удалось одержать временную победу в битве за советские брэнды плавленых сыров «Дружба» и «Янтарь». Правда, на этом двухлетняя тяжба не закончится

«Советские марки не обладают различительной способностью. Поэтому приватизированные „Каратом” брэнды „Дружба” и „Янтарь” весьма уязвимы с юридической точки зрения».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Завод «Карат» подал заявку на регистрацию исключительных прав на торговые знаки «Янтарь» и «Дружба» в 1997 году. Роспатент удовлетворил ходатайство, и в 2000 году предприятие получило свидетельство о регистрации товарных знаков. Сразу после этого завод потребовал от остальных производителей прекратить выпуск продукции под брэндами «Янтарь» и «Дружба». Но в 2004 году компания «Росагроэкспорт» обратилась в Роспатент с требованием отменить регистрацию этих брэндов за одним производителем. Палата по патентным спорам дважды принимала решение отменить единоличное использование брэндов «Каратом», однако глава Роспатента Борис Симонов завизировал это решение только в мае текущего года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа восстановил права завода «Карат» на торговые марки «Дружба» и «Янтарь». С 2004 года регистрацию Роспатентом этих марок за «Каратом» оспаривает другой производитель сыров, компания «Росагроэкспорт». В мае этого года «Росагроэкспорту» удалось добиться отмены регистрации и признания советских марок общеприменимыми. А стало быть, «Дружбу» и «Янтарь» в России теперь на законных основаниях может выпускать кто угодно.

Однако производители недолго праздновали победу. На днях федеральный арбитраж отменил все вынесенные ранее решения по «сырному делу» и вернул его на повторное рассмотрение в московский арбитражный суд. Марки временно вернулись к «Карату». Но «Росагроэкспорт» сдаваться не собирается. Глава компании Борис Александров утверждает, что пока столичные судьи не приняли решения, «Карат» не имеет права единолично использовать марки «Дружба» и «Янтарь». «Палата по патентным спорам дважды принимала решение об отмене регистрации советских товарных знаков за „Каратом”, но глава Роспатента Борис Симонов это решение не подписывал,– поясняет Александров.– В итоге регистрация „Дружбы” и „Янтаря” Роспатентом была признана недействительной в судебном порядке в мае этого года. Но тогда глава Роспатента не явился на заседание. Это и стало причиной того, что дело направили на повторное рассмотрение. Мы ждем, когда будет назначен суд».

У «Росагроэкспорта» много союзников. По данным Молочного союза России, сегодня около 50 российских заводов занимаются производством сыров «Янтарь» и «Дружба». Именно на эти марки приходится до 30–40% от общего объема продаж компаний, так что неудивительно, что некоторые из них присоединились к «Росагроэкспорту» в споре за сыр. По мнению патентного поверенного Вадима Ускова, несмотря на неожиданное решение арбитража, у «Карата» немного шансов отстоять товарные знаки. «Различительная способность брэндов утрачена давно»,– комментирует юрист.

Кроме того, «Росагроэкспорту» удалось заручиться поддержкой государства: весной этого года компания заключила соглашение с ФКП «Союзплодоимпорт» о размещении логотипа ФКП на этикетках плавленых сыров «Янтарь» и «Дружба». Стало быть, в случае победы «Росагроэкспорта» ФКП получает приоритетное право на регистрацию марок – как компания, использующая их. «Росагроэкспорт» же в свою очередь сможет воспользоваться лоббистскими возможностями «Союзплодоимпорта» в борьбе за брэнды. А опыта в борьбе за советские торговые марки ФКП не занимать.

В 2002 году «Союзплодоимпорт» прославился судебными тяжбами за советские водочные брэнды с группой SPI известного бизнесмена Юрия Шефлера. В итоге у SPI была аннулирована регистрация на территории России более 10 водочных брэндов, в том числе марок Stolichnay и Moskovckaya, которыми теперь владеет «Союзплодоимпорт». В 2004 году ФКП также стало владельцем брэндов «Советское шампанское» и «Печень трески».

«Карат» наличие столь мощного оппонента не смущает. По словам главы «Карата» Владимира Корсуна, его компания уже вложила в продвижение «Дружбы» и «Янтаря» 10 млн евро, так что будет бороться за марки до конца.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке