Термокружки

Поисковики будущего снабдят искусственным интеллектом


Рынок поисковых серверов каждый год демонстрирует устойчивый рост

По данным Google, доходы всех систем поиска информации в Интернете в 2005 году составили $9 млрд. По словам генерального директора «Рамблер интернет холдинг» Дениса Калинина, принявшего участие в программе «В фокусе» телеканала РБК, в среднем рынок растет на 100% в год.

Самым успешным мировым поисковиком является Google. Эта система за пять лет смогла завоевать более половины рынка поиска и потеснить с него таких гигантов прошлого, как Yahoo!, AltaVista и Lycos. Сегодня Google переведен на 90 мировых языков. Каждый день поисковик обрабатывает более 200 млн запросов и 6 млрд страниц. Однако за последний год Yahoo! и MSN удалось сократить отставание от лидера.

В России основные лидеры поиска - Яндекс и Рамблер. Однако к лидерам стремительно подбирается русскоязычная версия Google. По данным исследовательской компании Spylog, за один месяц 45% всех запросов на поиск информации в Рунете (вместе с русскоязычными запросами из-за рубежа) пришлось на Yandex, 21% — на Google и почти 20% — на Rambler. Однако некоторые эксперты считают такую оценку не совсем верной, поскольку Spylog оценивает популярность поисковиков по числу запросов, а более правильно оценивать ее по размеру российской аудитории портала или по числу переходов с поисковых систем на сайты, совершенных российскими пользователями. Согласно опросам, проведенным мониторинговым агентством «Комкон-2», весной 2006 г. поисковику «Яndex» отдавали предпочтение 59% российских пользователей Интернета, Rambler — 54%, Google — 15%, а Mail.ru — 12% (некоторые участники опроса пользуются сразу несколькими поисковиками). Результаты этого исследования отражают мнение жителей российских городов с населением не менее 100 000 человек в возрасте от 10 лет.

Между тем у первой тройки поисковиков в ближайшее время может появиться новый лидер - MSN Search от Microsoft. Первоначально этот поисковик работал на технологии Yahoo, но в ноябре прошлого года MSN Search был переведен на собственный "движок" Microsoft. Кроме того, набирает обороты поисковая система Mail.ru, на которую пока приходится 6-7% поисковых запросов. Для того, чтобы привлечь еще больше клиентов, Mail.Ru ввел новый сервис, позволяющий задавать вопросы и получать ответы от живых людей, а также отвечать на вопросы других пользователей и выбирать лучшие ответы на чужие вопросы. Ставка делается на то, что основная проблема традиционного «машинного» поиска по ключевым словам заключается в том, что результат часто оказывается неудовлетворительным для пользователя. Человеку трудно сформулировать поисковый запрос так, чтобы получить адекватный ответ. Возможно, такой проект оттянет аудиторию у лидеров поиска, поскольку на портале Mail.Ru имеется 20 миллионов активных учётных записей, более 3 миллионов человек размещают фотографии через службу Фото@Mail.Ru, а примерно 2 миллиона человек общаются в Блогах@Mail.Ru.

Основной доход поисковых систем – контекстная и банерная реклама. Мировые доходы от контекстной рекламы приближаются к $5 млрд, а к 2007 году, по прогнозам аналитиков, достигнут $9 млрд. В России в 2005 году по некоторым показателям рынок контекстной рекламы составил $50-60 млн (из них большую часть - $28 млн – заработал "Яндекс").

Между тем банерная реклама, по мнению специалистов, последние годы по ряду причин заметно теряет свою эффективность. В поддержку ей приходят новые источники доходов. Так, в последнее время поисковые системы стало модно снабжать массой дополнительных сервисов. Сегодня главная страница любого поисковика под завязку нагружена бесплатной почтой, чатами, открытками, играми и другими доходными допуслугами. Эксперты отмечают, что бесплатные сервисы приносят определенный доход, поскольку пользователи платят не деньгами, а просмотром рекламы.

Будущее поисковых систем туманно. Многие предсказывают, что в перспективе поисковые системы смогут анализировать информацию, содержащуюся в запросах, и выдавать именно те результаты, которые ожидает получить пользователь. То есть речь идет о неком подобии "искусственного интеллекта". Поисковые системы с зачатками "искусственного интеллекта" позволят вывести процесс работы с цифровой информацией на качественно новый уровень. Пользователю не придется просматривать десятки страниц, поскольку "умные" поисковики смогут анализировать запрос и отфильтровывать все неподходящие результаты. Попытки создать подобные системы уже были. Например, были созданы так называемые социальные сети, экспертные системы, когда между интернет-пользователем и массивом информации есть некая структура, заранее отбирающая и накапливающая информацию.

По прогнозам экспертов рынок поисковых систем вырастет к 2010 году до 50 млрд долларов.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке