На фоне стагнирующего прироста абонентской базы «большой тройки» темпы региональных сотовых операторов выглядят весьма впечатляюще. Они увеличивают количество абонентов на 100% и более в год, захватывая сегменты рынка, до которых еще не дошли руки у федералов – в первую очередь абонентов с очень низким уровнем доходов.
Вчера уральская сеть сотовой связи «Мотив» запустила услугу «Марафон» – безлимитные звонки внутри сети за 6 руб. в сутки. Это один из примеров того, как региональные компании вводят предложения, существенно более привлекательные, чем у операторов «большой тройки». Так, МТС предлагают своим абонентам только услугу «Выходные дни» (безлимитные исходящие внутри сети за 0,95 долл. в Москве). «Билайн» делает ставку на тарифы с существенным понижением стоимости после нескольких минут разговора в день («Хочу сказать», «Простые вещи»).
«Небольшие компании зачастую сильно выигрывают по ценам у крупных операторов, в первую очередь потому, что не боятся снижать ARPU», – поясняет аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева. – В результате они ориентируются в том числе и на малообеспеченный сегмент, который операторам «большой тройки» сложнее охватить в силу менее гибких тарифов». Приоритетом федеральных операторов все еще является привлечение более доходных абонентов с более высоким ARPU – в результате их доля рынка падает. По данным аналитического департамента агентства «Сотовик», по итогам второго квартала 2006 года доли рынка МТС и «ВымпелКома» снизились на 0,5%. За последние 12 месяцев доли рынка у МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» сократились на 0,7; 1,2 и 0,2% соответственно.
Зато операторы второго эшелона показывают впечатляющие темпы роста. По данным J’son & Partners, лидером оказалась Tele2, чья абонентская база за период с июня 2005 года по июнь 2006 года выросла на 136% – до 4,6 млн человек. Кроме того, в июле оператор приобрел у американской корпорации MCT 100% акций компании «Восток Мобайл Северо-Запад» (сумма сделки – 35 млн долл.). «Восток Мобайл Северо-Запад» контролирует 100% акций оператора «Архангельские Мобильные Сети», 75% акций компании «Мурманская Мобильная Сеть», 100% акций компании «Новгородские Телекоммуникации» и 75% акций оператора «Парма Мобайл» (Республика Коми). После покупки к абонентской базе Tele2 прибавилось еще 270 тыс. человек. Также среди лидеров – «Байкалвестком» и «Енисейтелеком» («дочки» «Сибирьтелекома») – 98 и 75% прироста – 967 тыс. и 1 млн 154 тыс абонентов соответственно. «Мотив» показал 50%-ный рост (951 тыс. абонентов).
Если «большая тройка» не устроит очередную массовую скупку региональных операторов, то совокупная доля рынка последних в долгосрочной перспективе составит не менее 15%, прогнозируют аналитики «Сотовика».
Первый заместитель генерального директора поволжского оператора СМАРТС Андрей Гирев считает, что его компании есть, что противопоставить федералам. «Региональные компании сотовой связи используют свои основные преимущества: близость к тем территориям, на которых они расположены, знание нужд, национальных особенностей своих потребителей, – поясняет он. – Например, СМАРТС в каждом регионе, где присутствует компания, применяет дифференцированный маркетинг. Ведь один и тот же тариф в Башкортостане, входящем в десятку крупнейших регионов, будут покупать не так, как в Марий Эл, входящей в последнюю десятку. Кроме того, у региональных операторов есть одно немаловажное качество: все они стараются объединиться и создать единое льготное роуминговое пространство».
Президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи Юрий Домбровский уверен, что у местных операторов есть все предпосылки для развития даже в изменившемся правовом поле – после ведения принципа «платит звонящий» (CPP, Calling Party Pays) и демонополизации рынка дальней связи. «Во-первых, львиная доля трафика региональных операторов стала внутрисетевой. Во-вторых, улучшились условия межсетевых расчетов с фиксированными операторами (МРК). Если до июля за завершение вызова сотовые операторы платили, а МРК не платили, то теперь платят обе стороны. Налицо более справедливое распределение финансовых потоков», – поясняет г-н Домбровский.
Екатерина Борзова, Антон Бурсак
Наступая на пятки
09.08.2006
По темпам роста сотовые операторы второго эшелона оставили «большую тройку» далеко позади