Термокружки

Рекламный пирог Петербурга


Пока петербуржцы надеются на возвращение лета, город уже готовят к Новому году. В понедельник вскрыли конверты на участие в конкурсе на праздничное оформление города не только к зимним праздникам, но уже и следующему Дню рождения

Вторая столица должна выглядеть по столичному, и привлекать не только автомобильные концерны, но и туристов, решили чиновники. Промоушен обошелся бюджету почти в 95 млн рублей, причем это лишь первый финансовый кусок. Праздничный «тюнинг» по первому конкурсу достанется Московскому проспекту и Приморскому шоссе, чуть позже пройдут еще два тендера на оформление объектов центра города.

Впервые за 10 лет был выделен такой объем финансирования, не без воодушевления отмечают в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР) — госпредприятии, которое отвечает за наружную рекламу в Петербурге. Казалось бы, на эти деньги можно ожидать весьма высокого конкурса, однако за 23 лота боролись 27 компаний. При этом, по данным ГЦРР, в Петербурге работает порядка 550-600 фирм-производителей всяческой рекламной продукции и праздничной атрибутики. И для многих — средних и мелких — бюджетные деньги могли бы стать гарантией стабильного существования. Среди производителей есть десяток фирм, для которых оформление города к датам – основной источник дохода.

«Городской заказ в обороте нашей компании составляет порядка 65%, без этой составляющей нам придется серьезно трансформироваться или даже пришлось бы закрыться», — говорит директор ООО «Студия «Неварт» Михаил Павлов. Однако, по его словам, городские деньги – это далеко не самый легкий заработок. Безусловно, эти деньги дают стабильность, но за них придется серьезно потрудиться. Это очень специфический вид деятельности, который, в первую очередь, требует решения декоративной задачи, для чего необходимо масштабно привлекать дизайнеров, выполнять очень много нестандартных работ.

«Профессионалов в Петербурге достаточно, но в случае с горзаказом действуют очень жесткие условия работы, жесткие сроки и высокие требования. Зачастую все происходит в авральном режиме, в лучших традициях стройотрядов, здесь очень много внешних факторов», — пояснил Михаил Павлов. Так, во время подготовки к Саммиту федеральная служба охраны очень жестко регулировала все технические работы, большой объем монтажа было необходимо сделать в предельно сжатые сроки. А на военных объектах приходится работать по спецразрешениям только в ночное время. Не все компании готовы к такому.

«В городе работает порядка 600 фирм, у которых есть и специалисты, и производственные мощности. Городской центр размещения рекламы работает лишь с теми, кто имеет аттестацию, подтвердил свой профессионализм – сегодня это всего порядка 85-ти фирм. Причем аттестацию на работу в центре Петербурга вообще имеет лишь 8 рекламных компаний», — говорят в ГЦРР. В связи с ростом объемов городского оформления, приходом в Петербург крупных компаний в ближайшем будущем может просто не хватить аттестованных профессионалов. До сих пор многие предприниматели не хотят выходить из тени, работают по серым схемам, не считают нужным заявить о себе на Комиссии производителей наружной рекламы, тем самым лишая себя же возможности даже попробовать городской рекламный пирог.

В пресс-службе ГЦРР отметили, что половину городского рекламного рынка сегодня занимают информационные вывески. Имиджевые стенды и их обслуживание – поле для небольших производителей. Но при отборе подрядчиков на городские заказы проверяют всю документацию, эскизы, техпроекты, наличие всех звеньев технологической цепочки. Официально не прошедших аттестацию считают кустарями, а им, как известно, работать на ответственных объектах не полагается. Однако, по мнению игроков рынка, нелегалов в рекламе на самом деле не так много: какую-то долю в статистике занимают посредники, которые только заявляют о себе как о производителях рекламы, но на самом деле пользуются производственными мощностями других фирм, возможно, аттестованных. А часть молодых фирм только работает на получение аттестации.

Чиновники тоже осознают, что наверняка большинство из существующих фирм вполне конкурентоспособны, зачастую там работает весь необходимый штат – от дизайнеров и технологов до монтажников. Только не стремятся пока эти игроки к цивилизованному ведению бизнеса, предпочитая работать инкогнито. В ГЦРР считают, что проводимые конкурсы — шанс познакомиться с рекламщиками: фирмам, которые качественно работают в рамках закона, нечего скрывать.

По общему мнению и чиновников, и рекламщиков, Петербургу еще не хватает рекламной культуры. «Мы – общественная организация, мы должны работать в одно связке с исполнительной властью, чтобы не превратиться в клуб по интересам, — говорит зампредседателя Комиссии производителей наружной рекламы, директор рекламного агентства «Рекол» Сергей Черныш. – Вместе должны воспитывать у потребителя чувство необходимости работать с нормальным, профессиональным производителем. Реклама – это достаточно серьезная, высокотехнологичная вещь». Пока же составленный Комиссией и отправленный в Комитет по градостроительству и архитектуре каталог некачественных вывесок особой реакции не вызвал, как и инициатива организовать в Петербурге службу «рекламный дозор». Истина проста – если можно зарабатывать, не задумываясь о рамках закона, на рынке обязательно будут присутствовать компании-нелегалы.

Фирмы-однодневки демпингуют в ущерб качеству, зачастую не обременяя себя получением разрешений и согласований, это лишнее время, а значит и лишние деньги. Специалисты говорят, что качественная световая вывеска магазина — с макетом, согласованиями, изготовлением и монтажом не может стоить менее $1,5 тыс. Если платишь меньше, значит сам себе готовишь финансовую мышеловку, а иногда и уголовную статью. Некачественную или несогласованную вывеску придется делать снова, а непрофессиональный монтаж может обернуться трагедией.

В 2001 году халатность при монтаже стала причиной того, что упавший рекламный щит на Черкизовском рынке в Москве придавил четырех человек, двоих из которых госпитализировали. В 2004 уже в Петербурге 14-ти летний подросток попал в реанимацию – при монтаже на одном из фасадов на Невском проспекте на мальчика упала многокилограммовая вывеска банка. В 2005 году в центре Иркутска из-за технических нарушений рекламный щит рухнул на пятидесятилетнюю женщину, она скончалась еще до приезда врачей.

Чиновники опасаются появления большого числа некачественных рекламоносителей уже в ближайшее время: товарищества собственников жилья теперь сами могут распоряжаться потенциальным рекламным местом на зданиях и никто не даст гарантии, что в такой ситуации все участники этой сделки не решат сэкономить, а производство каждого рекламоносителя не проконтролируешь. А каждый месяц в Петербурге появляется тысяча новых вывесок, баннеров и щитов. Поэтому и пришло время легализации этого рынка. Нужно, чтобы как можно больше профессиональных компаний из ныне существующих попали в список рекомендованных фирм-производителей.


Дмитрий Ребров

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке