$100 миллиардов на мобильные допуслуги


Доходы сотовых операторов от мобильного интернета, сообщений и картинок во всем мире растут быстрее, нежели от простых голосовых услуг

По итогам 2005 года объем мирового рынка неголосовых услуг превысил $100 млрд. Российский рынок, показав взрывную динамику несколько лет подряд, замедлил темпы роста. Доля российских операторов крайне невелика — всего около 1,5% рынка. Отечественные сотовики заработали в 2005 году на допуслугах лишь $1,4 млрд.

Мировой объем доходов от неголосовых сервисов в сетях мобильной связи в 2005 году составил $102,1 млрд, подсчитали аналитики Informa Telecoms & Media. Эта цифра включает выручку от всех сервисов с собирательным названием VAS (Value Added Services): интернет по GPRSпротоколу, WAP, SMS- и MMS-сообщения, информационные сервисы, игры, мелодии и картинки,— одним словом, всех сотовых услуг, кроме тривиальных разговоров по телефону. В среднем по миру клиенты сотовых сетей тратят около $4,4 в месяц на допуслуги. Такую цифру эксперты Informa Telecoms & Media получили, поделив доходы операторов от VAS в 2005 году на количество абонентов.

По данным Informa Telecoms & Media, в первом квартале 2006 года выручка сотовиков от дополнительных услуг увеличилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла $28,4 млрд. Самый большой доход от передачи данных в первом квартале текущего года получил японский сотовый оператор NTT DoCoMo — $2,5 млрд.

Между прочим, лидером в этом сегменте оператора сделал именно «самурайский WAP»— сервис i-mode, который в России так и не смог раскрутить оператор МТС. В то время как, по разным оценкам, i-mode от МТС пользуются от 12 тыс. до 50 тыс. подписчиков, в Японии их около 50 млн.

За DoCoMo следуют китайский China Mobile с $1,9 млрд и японский KDDI с $1,5 млрд. Американские операторы Verizon Wireless, Cingular Wireless и Sprint Nextel заработали за этот период больше $800 млн каждый.

В Европе по доходам от VAS лидирует британский O2 с $570 млн. «С японцами, китайцами и корейцами под силу тягаться только американцам. У европейских абонентов иной менталитет. Для жителей Азии мобильные сервисы — виртуальная реальность, которой они отдают время, деньги и внимание без оглядки. Жители России и Европы тратят деньги более рационально.

Мобильный интернет и SMS для них — скорее необходимость, а картинки и мелодии — прихоть, маленькое развлечение»,— рассуждает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.

Отечественные сотовые компании все вместе едва дотягиваются до уровня европейского лидера. По оценкам iKS-Consulting, вся российская сотовая индустрия в первом квартале 2006 года заработала на дополнительных услугах $462 млн — около 16% от общей выручки. Лидером рынка стал МТС, на долю которого пришлось 32% рынка или $147,8 млн. При этом i-mode— killing application, купленный у японцев не меньше чем за $10 млн,— свернут. Пока оператор не отказывается от проекта, но уже перестал рекламировать услугу и закрыл портал i-mode. «Мы ведем переговоры с DoCoMo, следим за рынком»,— сообщил пресссекретарь МТС Кирилл Алявдин. К сентябрю МТС примет решение, отказаться от японского сервиса или продолжать его раскручивать.

Вторую строчку по доходам от допуслуг удерживает «Вымпелком». Его информационно-развлекательным сервисом «Хамелеон» пользуются около 3 млн абонентов. Но, по признанию оператора, отнюдь не он генерирует львиную долю выручки от допуслуг, а SMS и интернет по GPRS. Выручка оператора от VAS в первом квартале составила $138 млн.

Младший брат в «большой тройке» «Мегафон» отвоевал в первом квартале 2006 года 14% рынка или $64,6 млн в денежном выражении. «Данные первого квартала не показательны,— считает пресс-секретарь „Вымпелком” Юлия Остроухова.— Давайте посмотрим, что будет по итогам полугодия и года». По ее мнению, стагнировавший рынок после первого квартала оживился. «Мы активно продвигаем допуслуги — пакеты SMS, карты оплаты контента, запустили сервис, которой автоматически настраивает телефоны. Это должно принести плоды»,— считает Остроухова.

Результаты первого квартала вселяют надежду и в аналитиков. «Это отличные показатели для нашего рынка»,— констатирует Зобнина.

По ее словам, в 2005 году доля VAS в выручке мобильных операторов была ниже — 13%, да и за весь год допуслуги принесли $1,4 млрд. Так, по итогам прошлого года VAS принесли «Вымпелкому» $456 млн — на 65,1% больше, нежели в 2004 году, а доля контент-услуг в выручке составила 14,25%. У МТС по итогам 2005 года доля VAS в выручке от каждого абонента составила 12%. Следовательно, доходы компании от допуслуг достигли $600 млн, и если вычесть доходы от операций в СНГ, останется чуть более $440 млн.

«За прошлый год рынок VAS претерпел серьезные изменения,— уверяет Зобнина.— Резко выросла доля сегмента мобильного интернета, в то время как доля контент-услуг, наоборот, снизилась изза стагнации на рынке мобильного контента». В рост рынка VAS верит и аналитик MOST Marketing Антон Васильев. «Это объективный процесс: во-первых, сформировалась аудитория дополнительных услуг, выросло новое поколение потребителей, а во-вторых, операторы наконец-то научились продавать услуги. Объяснили, как этим пользоваться, и стали более правильно позиционировать сервисы»,— говорит Васильев.


АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке