Авиакомпании меняют лица


В ближайшее время о ребрендинге готова объявить авиакомпания «Атлант-Союз»

Ребрендинг стал модным увлечением у российских авиаторов. Вслед за «Сибирью» и «Уральскими авиалиниями» о ребрендинге готова объявить авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», о чем RBC daily сообщил источник в компании. Она хочет отказаться от имиджа грузового перевозчика, создав благоприятный имидж среди пассажиров. В отличие от «Сибири», привлекшей для ребрендинга известных рекламщиков, «Атлант-Союз» решил не сильно тратиться и разработал новый имидж собственными силами.

Авиакомпания «Атлант-Союз» создана в 1993 г. Ее парк пассажирских самолетов состоит из трех Ту-154М, семи Ил-86, грузовой парк – из четырех Ил-76ТД. По данным Транспортной клиринговой палаты, по объему перевезенных пассажиров в 2005 г. авиакомпания заняла 16 место, по пассажирообороту – 13 место. Правительству Москвы принадлежит 51% акций авиакомпании.

Долгое время «Атлант-Союз» позиционировал себя как грузовой перевозчик. В начале прошлого года менеджмент авиакомпании принял решение развивать пассажирские перевозки. «Увеличение пассажирских перевозок потребовало проведения комплекса внутренних и внешних изменений в авиакомпании. «Атлант-Союз» начал на 50% позиционироваться как пассажирский перевозчик, фактически выступая универсальной авиакомпанией. Для реализации новой стратегии развития на пассажирском рынке были реорганизованы службы сервиса, многократно увеличена служба бортпроводников, летный состав. Реорганизация бизнеса и новые внутренние стандарты работы потребовали внешних изменений, которые помогли бы позиционировать авиакомпанию на пассажирском рынке», – рассказал источник RBC daily в компании.

По его словам, компания не прибегала к услугам специализированных агентств, поэтому сумма затрат на ребрендинг составляет около 100 тыс. долл. на каждый самолет. «Статус авиакомпании как официального перевозчика правительства Москвы подразумевает консервативность и не позволяет нам делать абстракции в цветовых схемах самолетов», – поясняет он. Самая дорогостоящая процедура ребрендинга – покраска самолетов – будет проходить поэтапно. Вначале авиакомпания проведет покраску самолетов, вновь пополняющих ее парк: лайнеров Boeing-737-300, которые находятся в США, а также четырех Embraier-120, которые в ближайшее время поступят в компанию. Ныне эксплуатирующийся парк самолетов будет перекрашиваться позже. Это в компании объясняют тем, что в «высокий сезон» нельзя надолго отвлекать борты. «Все самолеты делают по два круга в день, поэтому перекрашиваться они будут во время тяжелых форм техобслуживания», – отмечает источник.

В авиакомпании «Сибирь», переименовавшей себя в этом году в S7, отмечают, что ребрендинг – комплексный и дорогостоящий процесс, проведение которого имеет смысл при подкреплении реальными изменениями в продукте и сервисе, четко отражающими ценность нового бренда. Как говорит замдиректора по развитию и продвижению бренда «Сибири» Станислав Зингель, ребрендинг – сложный процесс в силу того, что имеет много точек соприкосновения с потребителем. Во-первых, происходят внешние и внутренние изменения, во-вторых, меняются маркетинговые коммуникации. «Для нас была разработана концепция оформления офисов продаж, окраска и интерьеры самолетов, дизайн стоек регистрации, форма кабинного и летного экипажа. Изменился внешний вид билетов и другие носители корпоративной атрибутики», – говорит Станислав Зингель. Он отмечает, что под внутренними изменениями можно понимать приведение продукта в клиентоориентированный вид и проведение тренингов персонала.

Общую сумму затрат он раскрыть отказался, сославшись на коммерческую тайну, однако эксперты оценили ее примерно в 10 млн долл. «Новый дизайн никого не оставляет равнодушным, кому-то нравится, кому-то не очень, но главное, он всем запоминается», – резюмирует он. Первичные исследования, проведенные до старта масштабной рекламной кампании, показали, что уже 25% опрошенных знают бренд S7. Более скромно провели ребрендинг «Уральские авиалинии» (потраченную сумму здесь также не раскрывают). Изменения были не только во внешнем виде компании, но и в качестве обслуживания. Изменилась даже окраска самолетов и логотип компании. «Было улучшено качество предоставляемых услуг, компания начала делать ставку на внедрение технологии применения электронного билета», – сказал RBC daily Кирилл Скуратов, коммерческий директор «Уральских авиалиний». По его словам, для проведения ребрендинга была привлечена сторонняя организация «Оптима DMG».


Сергей Стариков