Термокружки

i-mode в России не прижился


Компания МТС отказалась от развития ранее широко разрекламированного сервиса i-mode — мобильного интернета от японской компании NTT DоСоМо

Формальная причина для признания направления бесперспективным — нехватка моделей телефонов, поддерживающих i-mode. По сути, потратив более $15 млн, оператор в условиях оптимизации расходов не может развивать проект, который не окупится в ближайшее десятилетие.

«На самом деле речь о закрытии проекта не идет. Мы анализируем ситуацию, ведем переговоры с NTT DоСоМо и до сентября никаких активных действий предпринимать не будем»,— сообщил «Бизнесу» пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Тем не менее Алявдин подтвердил, что проект фактически заморожен: с февраля 2005 года компания прекратила маркетинговые и рекламные вливания в сервис, ограничившись технической поддержкой существующих пользователей.

Нежелание менеджмента МТС признать неудачу с внедрением i-mode в России объяснимо. В конце сентября прошлого года тогда еще президент МТС Василий Сидоров сообщил бизнес-концепцию японского «мобильного чуда», разбитую на три этапа. К концу 2005 года услуги сервиса должны были быть запущены в Москве и Санкт-Петербурге, до 2008 года — во всех российских городах-миллионниках, а также на Украине. После этого сервис должен был массово распространиться на другие регионы. Реальность оказалась бледнее прогнозов. Сейчас в компании говорят более чем о 100 тыс. пользователях сервиса, но за этой цифрой стоит лишь количество SIM-карт с поддержкой i-mode, приобретенных абонентами МТС. «Расчет МТС стоимости лицензии imode базировался на ARPU услуги в $30, но она приносит в два раза меньше»,— констатирует ведущий аналитик iKSConsulting Маргарита Зобнина.

Число активных пользователей i-mode, по ее оценкам, не превышает 12 тыс.

Продажей мобильных телефонов МТС с поддержкой imodе до 31 марта 2006 года занималась сеть «Связной», с которой МТС заключила эксклюзивный договор. «Когда он закончился, то по обоюдному согласию сторон продлевать договор не стали»,— сообщила руководитель отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. Неудача сервиса i-mode, по ее словам, связана с ограниченным модельным рядом телефонов и неактивным продвижением услуги. «Мы продали в три раза меньше моделей с поддержкой i-mode, чем планировали»,— подытожила Ноготкова. Если вспомнить о 50 тыс. телефонах, поддерживающих i-mode, которые планировалось продать на первом этапе внедрения услуги, через «Связной» «ушли» не более 16,5 тыс. аппаратов. Учитывая продажи за последний квартал в других сетях, вряд ли количество владельцев «ай-модных» телефонов к концу июня превысило 20 тыс.

Следуя методике «Евросети» при подсчете реальной абонентской базы (исходя из количества выданных SIM-карт), число тех, кто хотя бы один раз воспользовался i-mode, не превышает 8–10 тыс. человек. Однако в МТС считают эту методику неточной. Впрочем, данные компании IDC, методику которой оператор не подвергал сомнению, «грубому» подсчету «Евросети» не противоречат.

Аналитик по рынку мобильных устройств IDC Ксения Кирсанова утверждает, что в период с сентября 2005 года по июль 2006 года было продано около 36 тыс. телефонов с i-mode.

Средняя цена на шесть моделей от LG, Samsung и NEC, по ее словам, составила $260, $375, $360 соответственно. По аналогии с подсчетами активной интернет-аудитории и здесь возникают те же 10–12 тыс. пользователей i-mode.

В период до мая 2006 года на рекламу услуги МТС, по данным Gallup Media, потратила $3,4 млн, в том числе на ТВ — $2,2 млн. Учитывая затраты на приобретение лицензии и оборудования (не менее $10 млн), внедрение i-mode обошлось МТС как минимум в $13–15 млн. При 10 тыс. абонентах, приносящих в среднем по $15 в месяц, в сентябре компания может рассчитывать на доход в $1,8–2 млн, который не окупит даже затрат на рекламу.

На возврат инвестиций в проект потребуется 8–10 лет.

Кто виноват в неудаче сервиса в России — производители мобильных телефонов, поддержавшие европейскую версию мобильного интернета — WAP-протокол, или прежний менеджмент МТС — вопрос риторический. Куда интереснее, как российский оператор объяснит японским партнерам причины неудачи i-mode в России.


ПАВЕЛ МОРОЗ, АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке