Россияне покупают в интернете только «точные» товары


Мировой рынок продаж в интернете в 2006 году побьет очередную рекордную планку в $200 млрд

К удивлению российских онлайн-торговцев, лидерами по продажам в мире стали туристические путевки, автомобили и обувь. Молодой российский рынок интернет-торговли в 2005 году едва перешагнул за $1,02 млрд, и здесь иные лидеры: музыкальные товары, книги, бытовая техника и мобильный контент.

И дело вовсе не в том, что россияне больше увлекаются музыкой и литературой.

Просто у нас пока не сильно доверяют шопингу в Сети, уверены эксперты.

Объем продаж в интернете в 2006году превысит $211млрд— к такому выводу пришла североамериканская исследовательская компания Forrester Research, закончив исследование для интернет-портала Shop.org, объединяющего торговые онлайн-ресурсы. По итогам 2005 года онлайновые продажи выросли на 25%, до $176,4 млрд. В 2004 и 2003 годах показатели составляли $141,4 млрд и $114,1 млрд соответственно. Почти двукратное увеличение рынка за три года заказчиков исследования восхитило. «Интернет— главный двигатель роста всего розничного рынка,— сделал вывод исполнительный директор Shop.org Скот Сильверман.— Он становится флагманом для всей индустрии».

По данным исследования Forrester, в 2006 году самыми популярными товарными категориями станут туристические путевки, продажи которых превысят $73,4 млрд; компьютерные составляющие и ПО с $16,8-миллиардными продажами; автомобили и запчасти принесут продавцам $15,9 млрд; обувь и аксессуары — $13,8 млрд. Наибольшую динамику демонстрирует категория косметических товаров и парфюмерии. Продажи в этом сегменте ежегодно увеличиваются более чем на 30%.

В России объемы электронной торговли скромнее.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), весь рынок продаж в интернете по итогам 2005 года едва превысил $4,474 млрд, а сегмент b2c (business-to-consumers, или «бизнес — потребителю») в прошлом году принес, по разным оценкам, от $1,02 млрд до $2,6 млрд. По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, первая цифра основывается на данных, предоставленных интернет-магазинами, а вторая — на опросах интернет-пользователей.

«По нашим данным, в прошлом году оборот b2c-сегмента составил от $600 млн до $700 млн»,— отмечает PR-директор интернетмагазина «Озон» Михаил Ятковский.

Он объяснил, что торговля в интернете — весьма закрытая отрасль и магазины очень редко раскрывают свои данные.

Так что НАУЭТ вынуждена считать объемы отрасли по американской методике: брать данные нескольких источников и перемножать их на определенные мультипликаторы.

«Объемы электронной торговли книгами увеличиваются в среднем на 20–30% в год»,— подчеркнул Ятковский. Остальные игроки розничного электронного рынка согласились с коллегой. «За последний год объем продаваемого через интернет товара в нашей сети вырос приблизительно на 30%»,— поделилась PRдиректор Dixis Татьяна Москалева. Ее коллега, пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков привел цифры по всему рынку интернет-продаж мобильных телефонов. Любопытно, что его информация в несколько раз превысила подсчитанные ассоциацией $13,6 млн. «По нашим данным, объем этого рынка составил $45–50 млн»,— сослался Манджиков на аналитиков Divizion.

По словам Ятковского, лидерами продаж на российском рынке стали книги, аудио- и видеотовары, вторую строчку заняли компьютеры и комплектующие, на третьей позиции — бытовая техника и мобильные телефоны. «В пятерку наиболее продаваемых товаров, если считать по количеству покупок, в этом году неожиданно вошли мобильные развлечения — контент,— добавляет PR-директор „Озона”.— Если судить по объемам продаж, то первыми все же будут компьютеры — в этом сегменте стоимость каждой покупки значительно больше».

Эксперты проявили единодушие в поисках причины столь разных пристрастий посетителей интернет-магазинов в России и за ее пределами. «Основная аудитория Рунета — молодежь с высшим образованием и активной жизненной позицией. Это отражается на структуре продаж.

К тому же делать шопинг в интернете у нас еще не вошло в привычку, потому, вероятно, о дорогостоящих покупках речи пока не идет,— рассуждает Татьяна Москалева.— Ко всему прочему покупать туры в Сети кажется чересчур рискованным, а выбрать обувь или одежду по картинке просто невероятно — ни размер не оценишь, ни фасон». «Пока нет особого доверия к Сети, покупатели предпочитают выбирать осязаемые товары, с какими-то постоянными и известными характеристиками,— добавляет Михаил Ятковский.— Вот взять, например, книгу: это 400 страниц, обложка и „Евгений Онегин” внутри. А туристическая путевка? А автомобиль? Не оценив товар и не взглянув на продавца, россиянин вряд ли станет делать покупку— неизвестно, какой кот ожидает его в мешке». В США покупать товары по картинкам через почтовые каталоги — традиция.

Как подсчитали аналитики ComScore Networks, здесь на интернет-магазины приходится 2,3% розничных продаж — $84 млрд из $3,7 трлн.


АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке