Законодатели объявили войну сексу на экране


Депутаты Госдумы в очередной раз предлагают поправить новый закон «О рекламе», который вступил в силу всего несколько дней назад

Вчера депутаты Владимир Катренко (заместитель председателя Госдумы РФ), Владимир Мединский, Валерий Рязанский, Валерий Драганов, Игорь Баринов и Анбяр Кармеев (фракция «Единая Россия») внесли на рассмотрение Госдумы поправки в законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», ограничивающие рекламу сексуальных услуг и трансляцию эротических телепрограмм в СМИ открытого доступа. Под запрет попадает реклама эротических картинок для мобильных телефонов, секса по телефону, эротических SMS-чатов и т. д. Авторы законопроекта рассчитывают, что он будет рассмотрен и принят Госдумой на осенней сессии и вступит в силу в 2007 году. Однако эксперты, опрошенные RBC daily, полагают, что в указанные сроки поправки вряд ли будут приняты.

С 1 июля в России вступил в действие новый закон «О рекламе», который резко ограничил рекламную деятельность. В частности, значительно снижен существовавший ранее суточный объем рекламных материалов на телевидении. Согласно закону, объем рекламы на телевидении составит 20% эфира в час и не более 15% объема вещания в сутки. С 1 января 2008 г. объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 15% (с 12 до 9 минen в час). Новый закон запрещает или ограничивает рекламу ряда товаров и услуг (алкоголь, табачные изделия, лекарства и т. д.). При этом в законе не прописана норма, регламентирующая рекламу товаров и услуг эротического свойства. Нет подобной нормы и в законе о СМИ.

Депутаты от фракции «Единая Россия» внесли на рассмотрение Госдумы поправки в законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», ограничивающие рекламу сексуальных услуг и трансляцию эротических телепрограмм в СМИ открытого доступа. В частности, новый законопроект ограничивает рекламу эротических картинок для мобильных телефонов, SMS-чатов и секса по телефону. Согласно документу, распространение подобной рекламы будет разрешено на телеканалах с кодированным сигналом и в специализированных эротических печатных СМИ. Также законопроект ограничивает трансляции телепередач эротического характера в открытом эфире. Авторы законопроекта считают, что на отечественном телевидении «слишком много передач откровенно сексуальной направленности, ориентированных преимущественно на молодежь». По словам Владимира Мединского, одного из разработчиков поправок, практически во всем мире реклама сексуальных услуг возможна только на каналах с кодированным сигналом. Авторы законопроекта рассчитывают, что он будет рассмотрен и принят Госдумой уже осенью этого года и вступит в силу в 2007 году.

Эксперты полагают, что в случае вступления закона в силу потери рынка мобильного контента могут составить порядка 5–10 млн долл. По их мнению, мелким игрокам, скорее всего, вообще придется свернуть свой бизнес. «Нам пока неизвестна реакция участников рынка, но в любом случае с принятием этих поправок стоит ожидать снижения рыночных объемов этих услуг», – сказал RBC daily аналитик компании iKS-Consulting Максим Савватин. По словам аналитика, «эротический» сегмент мобильного контента составляет примерно 30% всего рынка мобильных игр и картинок. В свою очередь директор по развитию агентства «Контекст плюс» Виктор Новиков полагает, что введение ограничений на «эротическую» рекламу на ТВ и печатных СМИ хоть и осложнит жизнь производителей указанных услуг, но не настолько, чтобы они совсем отказались от своего бизнеса. «Конечно, для кого-то из мелких игроков предлагаемые поправки окажутся крайне неприятными, – сказал RBC daily г-н Новиков. – Но крупные операторы останутся на плаву и будут использовать иные рекламные площадки для продвижения своих услуг, например Интернет».

Многие эксперты сомневаются в том, что поправки будут рассмотрены и утверждены именно этой осенью. «Стоит напомнить, что некоторые положения закона «О рекламе», касающиеся уменьшения объема рекламы в телепрограммах, вступят в силу только с 1 января 2008 года, – сказал RBC daily советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России Вячеслав Черняховский. – Новая инициатива депутатов может привести к досрочному сокращению этого объема, причем уже после согласования бюджетов и медиапланов. С другой стороны, сложно ожидать такого ускоренного принятия поправки к закону, который еще не начал работать в полную силу. Ранее подобных прецедентов, кроме истории с запретом рекламы пива, не было». Странно, по мнению г-на Черняховского, и то, что нынешние поправки не были внесены раньше, на этапе подготовки и рассмотрения нового закона «О рекламе». Кроме того, г-н Черняховский считает сравнение с зарубежным опытом некорректным. «У платного телевидения за рубежом достаточно много разновидностей, у него другая история и другая аудитория, другие технические и технологические возможности», – напоминает специалист.

Телеканалы, в свою очередь, пока не готовы обсуждать предлагаемые изменения. К примеру, в телекомпании MTV отказались комментировать депутатскую инициативу. По словам пресс-секретаря MTV Владимира Смирнова, они не получали каких-либо официальных бумаг, касающихся изменений в законодательстве. Свою реакцию телеканал намерен озвучить только при наличии официальных документов на этот счет.

Характерно, что нынешняя законодательная инициатива по времени совпадает с недавним предложением депутатов Госдумы перевести некоторые телеканалы на платный режим просмотра. По мнению некоторых депутатов, ряд каналов страдает «аморальным контентом», которому не место в открытом эфире. Уже подготовлены соответствующие поправки в закон о СМИ. Эксперты полагают, что если это произойдет, то в разряд платных могут быть переведены такие каналы, как Муз-ТВ, MTV, ТНТ, СТС, Ren-TV. Именно на этих каналах чаще всего можно встретить рекламу тех самых сексуальных услуг и эротические телепрограммы. С учетом того, что, согласно внесенным поправкам, такая реклама будет разрешена исключительно на телеканалах с кодированным сигналом (как правило, платных), эксперты полагают, что телеканалам будет предложено либо полностью отказаться от трансляции части своих телепередач и рекламы, либо переходить в кодированный режим.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, в России существует проблема с четким определением таких понятий, как эротика, порнография и т. д. Кроме того, по их мнению, чисто технически переход телеканалов в систему платного доступа – достаточно сложный процесс. «Превращение негосударственных каналов в телеканалы с кодированным доступом можно представить, но, вероятно, сложно осуществить, тем более в короткие сроки», – резюмировал Вячеслав Черняховский.


Владислав Литовка

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN