Термокружки

Закон «О рекламе» подвергся внезапной атаке


За несколько дней до вступления в действие нового закона «О рекламе» группа законодателей решила его изменить

Депутаты Александр Бабаков, Михаил Маркелов, Дмитрий Рогозин, Иван Харченко и Игорь Морозов (фракция «Родина») внесли в Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». В случае его принятия телерекламу ждут дополнительные ограничения. Кроме того, депутаты предлагают сократить срок вступления в силу основных положений закона «О рекламе» ровно на один год (не с 2008 г., а с 2007 г.). Законодательная инициатива группы депутатов оказалась неожиданной не только для бизнеса, но и для разработчиков нового закона «О рекламе», который вступает в действие всего через несколько дней – с 1 июля. Эксперты и участники рекламного рынка довольно прохладно отнеслись к новому законопроекту. По их мнению, это популистская акция, которая не имеет ничего общего с желанием решить существующие в рекламной индустрии проблемы. С этим, судя по всему, согласны и авторы закона «О рекламе».

Новый закон «О рекламе» был принят Госдумой и подписан президентом России весной этого года. Закон резко ограничивает деятельность рекламного рынка. К примеру, он значительно снижает ныне существующий суточный объем рекламных материалов. Согласно закону, объем рекламы на телевидении к 2007 г. составит 20% эфира в час и не более 15% объема вещания в сутки. С 1 января 2008 г. объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 15%, то есть с 12 до 9 мин. в час. Под эти ограничения попадут также «телемагазины» и «бегущие строки». Запрещается или резко ограничивается реклама ряда товаров, в первую очередь алкоголя, табачных изделий, лекарственных препаратов.

Группа российских депутатов подготовила и внесла на рассмотрение Госдумы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». В случае его принятия будет введен запрет на прерывание любой рекламой телепередач, чья продолжительность составляет менее одного часа, а также детских и образовательных программ независимо от их длительности. В передачах и художественных фильмах, длящихся один час и более, разрешается не более трех «рекламных пауз». Причем депутаты предлагают установить продолжительность каждого рекламного блока в объеме не более 30 секунд.

Кроме этого, законопроект запрещает прерывать рекламой спортивные состязания. Рекламные блоки будут разрешены только в перерывах спортивных состязаний или во время их остановки. Общая продолжительность рекламы не должна будет превышать 15% фактического времени трансляции спортивных соревнований. Что же касается спортивных соревнований, идущих в записи, то в этом случае будут действовать общие нормы законопроекта, регламентирующие прерывание на рекламу телепередач в зависимости от их длительности. Депутаты сделали исключение для прямой трансляции футбольных и хоккейных матчей. В этом случае в среднем максимальная общая продолжительность рекламного времени может составить около 18 и 12 мин. соответственно. Кроме того, законодатели предлагают сократить срок вступления в силу основных положений закона «О рекламе» ровно на один год (не с 2008 г., а с 2007 г.).

Опрошенные эксперты и участники рынка весьма негативно отнеслись к очередной законодательной инициативе депутатов. По их мнению, это популистская акция, ничего общего не имеющая с желанием сделать рекламный бизнес более цивилизованным. «Создается впечатление, что группа депутатов от фракции «Родина» использует неоднозначную ситуацию вокруг закона «О рекламе» для повышения собственного присутствия в информационном поле, – сказала RBC daily PR-директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS Ирина Белозерцева. – Активное обсуждение закона длилось почти год, и этого времени было достаточно, чтобы внести свои предложения». С этим мнением согласна директор по маркетингу компании «ДАРС Консалтинг» Дарья Чернова. По ее словам, для нормального развития бизнесу необходимо иметь фиксированную систему координат. «Тот факт, что в новый закон, который еще не начал действовать, предлагается внести изменения, говорит о том, что среди законодателей нет согласованности и единого мнения, – сказала RBC daily г-жа Чернова. – Это нормально, когда идет обсуждение. Когда же обсуждение уже закончено, то оно закончено, и закон вступает в силу».

Характерно, что законодательная инициатива депутатов Госдумы стала неожиданной не только для участников рекламного рынка, но и для самих разработчиков закона «О рекламе». Как сказал один из его авторов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, о новом законопроекте он узнал от журналистов. «Когда депутаты вносят подобные законопроекты, то они преследуют больше пропагандистские цели, чем желание действительно решить какие-либо проблемы», – полагает г-н Мединский.

По его словам, все заинтересованные стороны договорились не обсуждать тему возможных поправок до 1 июля, чтобы дать возможность новому закону заработать. Сейчас, по его мнению, необходимо в первую очередь привести в соответствие с новым законом «О рекламе» другие, противоречащие ему, законодательные акты. В качестве примера г-н Мединский привел закон о производстве и обороте этилового спирта. С 1 июля реклама спиртных напитков, хотя и с большими оговорками, но будет разрешена в печатных СМИ. Существующий закон об этиловом спирте такую рекламу запрещает. «Для нормальной работы нового закона «О рекламе» подобные правовые коллизии должны быть разрешены в первую очередь», – резюмирует Владимир Мединский.


Владислав Литовка

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке