Русские развлекаются больше всех в Европе


Агентство PricewaterhouseCoopers опубликовало ежегодный отчет «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2006–2010 годы»

Согласно ему, российская индустрия развлечений и СМИ в прошлом году продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе, а в мировом масштабе уступила только Китаю. Эксперты PwC считают, что к 2010 году российский рынок вырастет до $34,5 млрд. Российские эксперты считают, что на индустрию развлечений и СМИ приходится 10–15% от ВВП, так что оценка экспертов PwC может оказаться заниженной.

По оценкам экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), рост составил 23,5% относительно 2004 года, а совокупный доход индустрии развлечений и СМИ достиг $16,6 млрд. Эксперты PwC уверены, что в ближайшие пять лет темпы роста снизятся до среднего показателя 15,7% в год и к 2010 году рынок вырастет до $34,5 млрд.

Российские эксперты считают, что тренд правильный: рынок действительно должен удвоиться к 2010 году.

«Оценки и прогнозы по России в целом вполне реалистичны и сопоставимы с данными отечественных экспертов. Основной сегмент, который будет и дальше двигать рынок вперед,— это, по-прежнему, реклама на телевидении.

Но к телерекламе постепенно будут прибавляться все новые и новые платные сервисы (платное телевидение, мобильные сервисы, закачка аудиовизуального контента)»,— говорит директор по инвестициям холдинга «Проф-медиа» Сергей Тихонов.

В отчете говорится, что телереклама в Центральной и Восточной Европе будет развиваться быстрее всех в регионе, включающем Европу, средний Восток и Африку. «Но в России с 1 июля вводится закон „О рекламе”, ограничивающий количество рекламы на ТВ, и в дальнейшем мы ожидаем рост в пределах 19% ежегодно, но это по-прежнему самый большой рост в регионе»,— утверждают эксперты PwC. По их подсчетам, объем российского рынка телевизионной рекламы составил в 2005 году $1,9 млрд, что на 33% больше, чем в 2004 году. К 2010 году, по прогнозам экспертов PwC, рынок должен вырасти до $4,8 млрд.

Российские эксперты с этими расчетами не вполне согласны. «$1,9 млрд на телерекламу — цифра заниженная, $2,3– 2,4 млрд ближе к правде. Мы полагаем, что к 2010 году доля телерекламы будет 50–60%, а поскольку весь рынок составит $10–11 млрд, на телерекламу придется $5,5–6 млрд»,— говорит руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра «Видео интернешнл» Сергей Веселов.

По данным PwC, российский рынок наружной рекламы стал третьим по объему в Европе, уступив лишь Великобритании и Франции. Ожидается, что в 2006 году объем вырастет еще на 27% и составит $1,27 млрд против $1 млрд в 2005 году.

Гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин соглашается с этой оценкой: «Мы тоже прогнозируем рост 25–27% к 2006 году, а разница наших оценок ($910 млн в 2005-м) несущественна при оценке недостаточно прозрачного рынка».

Российская радиореклама уже в 2006 году должна выйти на первое место в Центральной и Восточной Европе, говорится в отчете. В 2005 году объем этого рынка составил, по данным PwC, $283 млн, по данным АКАР,— $300 млн. «Россия уже сейчас входит в ТОП-5 после Германии, Англии, Франции и Италии. И рынок продолжит динамично развиваться»,— говорит директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев.

Еще более оптимистичны эксперты PwC, считающие, что по доле радио и «наружки» российский рынок к 2009 году будет самым крупным в регионе.

В отчете говорится, что российский журнальный рынок — самый быстрорастущий. По оценке экспертов, за рекламу в журналах рекламодатели заплатили около $600 млн, что на 25,5% больше, чем в 2004 году. Общероссийские тиражи газет выросли в 2005 году на 3%, до 3,4 млн экземпляров, вопреки общемировой тенденции.

«При этом за год на приобретение газет было потрачено $469 млн, что на 15% больше, чем в 2004 году. Доходы ежедневных газет от рекламы выросли на 16,3%, до $599 млн»,— говорится в отчете.

При этом, по подсчетам экспертов, к 2010 году объем рекламы в российской прессе вырастет до $3,1 млрд.

Участники рынка не во всем согласны с экспертами PwC.

Президент Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев отмечает, что «$600 млн — более оптимистичная цифра, нежели данные на основе экспертных оценок». «Но, скорее всего, это правда, поскольку многие журналы не учитываются при подсчете. А что касается роста выручки от продаж журналов, наша оценка составляет 7–10%»,— говорит он.

Вице-президент ГИПП Евгений Абов считает, что мировые тенденции, напротив, говорят о росте тиражей на 0,5%, а если принимать во внимание еще и бесплатные издания — на 1,7%. «Было бы хорошо, если бы PricewaterhouseCoopers поделилась своими источниками, так как уловить 3% рост тиража довольно сложно.

В России нет точной отчетности о тиражах вообще. Если говорить об общем тиражном объеме, то, несомненно, увеличилась доля бесплатных газет, но доходы от тиража при этом не растут»,— говорит он.

Расходы на киноиндустрию (посещение кинотеатров, покупку и аренду кинофильмов на различных носителях) выросли в 2005 году на 16% и составили $667 млн, кассовые сборы кинотеатров возросли на 20,4% и достигли $331 млн.

К 2010 году кассовые сборы должны достигнуть $610 млн.

При этом средняя цена билета в кино ниже среднеевропейской более чем в два раза и составляет всего $2,65. Директор по маркетингу киносети «Киномакс» Дмитрий Тюрин соглашается с данными, касающимися кассовых сборов и расходов на продукцию киноиндустрии. «Увеличивается количество кинотеатров и частота их посещаемости, а кинотеатры второго экрана старого образца превращаются в многозальники, поэтому кассовые сборы вполне могут достигнуть к 2010 году $610 млн»,— отмечает Тюрин.

Однако он не согласен со средней ценой билета: «Сейчас она составляет около $3,5, то есть больше 100 руб.»,— считает Тюрин.

Эксперты PwC говорят и о том, что в 2005 году объем российского книгоиздательского рынка составил $1,75 млрд.

Наиболее интенсивно в ближайшие пять лет будет расти сегмент профессиональной литературы — на 5,2% в год, в то время как в сегменте художественной, развлекательной и детской литературы прогнозируется рост на уровне 3,8%, а в сегменте образовательной— всего 1,7%.

По словам начальника аналитического отдела ING Bank Юлии Цепляевой, на СМИ и развлечения средний класс во всем мире тратит примерно 10% дохода семьи. «У нас традиционно сфера услуг, к которой можно отнести и СМИ, была сильно недоразвита. Сейчас мы видим ускоренный рост, потом он стабилизируется на уровне 10–15% от ВВП. Таким образом, получается, что оценка PricewaterhouseCoopers оказывается заниженной»,— предполагает эксперт.


МАРИНА НОСКОВИЧ

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN