Как стало известно «Бизнесу», на открытый формат переходит лидирующая закрытая аптечная сеть «Старый Лекарь». Участники рынка объясняют действия ритейлера более высокой доходностью открытой формы торговли.
О том, что «Старый Лекарь» сменит формат с закрытого на открытый, «Бизнесу» рассказал исполнительный директор сети Алексей Скрыпников. «Все новые аптеки сети будут открываться как фарммаркеты. Часть существующих, где позволяет площадь (200 кв. м и более), будут работать в новой концепции, остальные — как традиционные аптеки»,— говорит Скрыпников. По его словам, первый фарммаркет сети откроется в июле в Марьине.
Скрыпников уточнил, что смена формата займет около двух лет. В аптеках, работающих в формате фарммаркета, планируется рост выручки на 35–45%, рентабельности — на 75%. Также изменится структура ассортимента за счет увеличения доли парафармацевтики с нынешних 29% до средних по рынку 50%. Одновременно, по словам Скрыпникова, сеть проведет рестайлинг магазинов, сменив фирменный стиль и логотип, что обойдется компании примерно в $2 млн. Новый фирменный стиль был разработан английским агентством Project X Design, открытые в июне пять точек уже работают под новыми вывесками, с июля планируется переход на новый стиль и других аптек сети.
Эксперты говорят, что смена формата действительно поможет сети увеличить рентабельность. «В среднем розничная наценка на лекарства в аптеках составляет 31%, на парафармацевтику — уже 40%.
Кроме того, с переходом на открытый формат в целом вырастает товарооборот на 30– 50% в зависимости от местоположения аптеки»,— рассуждает гендиректор агентства DSM Group Александр Кузин.
«Мы также переводили часть аптек в открытую выкладку, что в среднем увеличило обороты этих точек на 20–30%»,— вспоминает коммерческий директор сети «Первая помощь» Петр Грек.
«Старый Лекарь» — одна из немногих крупных аптечных сетей, работающих в закрытом формате. Фарммаркеты открывают «36,6», «О3», «Доктор Столетов», «Первая помощь», первый фарммаркет сейчас открывает и ведущий петербургский ритейлер «Фармакор».
«Рост арендных ставок в Москве заставляет переходить на открытый формат, чтобы эффективнее использовать площади.
Думаю, закрытый формат останется лишь у нишевых игроков и— временно — у государственных аптек»,— говорит директор по корпоративным финансам сети «36,6» Андрей Сливченко.
Впрочем, это мнение разделяют не все ритейлеры. «„Старый Лекарь” был лидером рынка закрытой торговли. А теперь они становятся одной из многих сетей, которые отличаются друг от друга только корпоративными цветами и формой персонала»,— считает гендиректор сети «03 аптека» Игорь Тюрин-Кузьмин. Гендиректор сети «Итек» Дмитрий Краснов добавляет: «Нынешний формат „Старого Лекаря” оправдал себя за счет низких цен и небольших торговых площадей. Возможно, смена формата обусловлена тем, что выдерживать формат дискаунтеров становится все сложнее, да и закрытая форма торговли менее понятна инвесторам».
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
«Старый Лекарь» открылся
14.06.2006
Традиционные закрытые аптеки уступают место на рынке фарммаркетам