Heineken хочет быть первым в России


Ради лидерства на российском рынке голландский пивовар готов даже закрыть часть заводов

Heineken хочет быть первым в России
В пятницу голландская пивоваренная компания Heineken заявила, что намерена получить более 20% российского рынка. Для этого она собирается провести реструктуризацию своих активов в России, вследствие чего могут быть закрыты некоторые заводы. Кроме того, голландцы намерены расширить присутствие своего основного бренда на пивном рынке России. Эксперты считают, что наиболее вероятным объектом закрытия может стать екатеринбургский пивзавод «Патра», который Heineken приобрел только в прошлом году. По мнению других экспертов, концерну лучше бы отказаться от части своих брендов, не избавляясь от производственных мощностей. В то что компания в обозримом будущем может возглавить пивную отрасль в России, не верит, похоже, никто.

Пивоваренный концерн Heineken был основан в 1863 г. Крупнейшим акционером компании является холдинг L'Arche, которому принадлежит 50,005% акций. Оставшиеся акции торгуются на Euronext. На сегодняшний день Heineken продает свою продукцию более чем в 170 странах мира. Чистая прибыль концерна в прошлом году составила 761 млн евро (рост 18,5%), а выручка достигла 10,8 млрд евро (рост 7,3%). Избавившись от непрофильных активов в 2005 г. (главным образом недвижимого имущества, приобретенного с бизнесом BBAG), компания получила еще 270 млн евро. В прошлом году концерн инвестировал 730 млн евро в покупку пивзаводов, причем наибольший объем инвестиций пришелся на Россию и Германию. В настоящее время компании принадлежат 10 пивзаводов в России совокупной мощностью 12 млн гектолитров в год.

В Россию, которая является пятым по величине пивным рынком мира, компания пришла последней из мировых гигантов отрасли и агрессивно расширялась до прошлого года. В 2002 г. Heineken купил петербургский завод «Браво» за 400 млн долл., в 2005 г. стал владельцем новосибирского пивзавода «Собол Бир» и Центрально-европейской пивной компании (ЦЕПКО), которой принадлежали пивзаводы «Шихан» (Стерлитамак) и «Волга» (Нижний Новгород). В том же году Heineken приобрел пивзвод «Патра» (Екатеринбург), комбинат им. Степана Разина (Санкт-Петербург, новое название «Завод солода и пива»), Байкальскую пивоваренную компанию и подписал договор о покупке «Пивоварен Ивана Таранова». К концу прошлого года на рынке не осталось крупных независимых российских производителей, кроме МПБК «Очаково», который неоднократно заявлял, что продаваться не намерен. Сегодня лидерами российского рынка являются компании Baltic Beverages Holding (основная марка «Балтика») с 34,9% рынка и Sun Interbrew («Клинское»), принадлежащая бельгийской InBev, с 19,4% рынка.

По словам финансового директора Heineken Рене Хуфта Графланда, в России компания хочет быть на первом или втором месте, в крайнем случае, на хорошем третьем. «Наша 14%-ная доля рынка – хорошая база для дальнейшего роста. В долгосрочной перспективе нам нужно увеличить свою долю как минимум до 20%», – заявил в пятницу г-н Графланд, не исключив, что для достижения этой цели компания проведет реструктуризацию российского бизнеса, в ходе которой может быть закрыта часть предприятий. Также в Heineken сообщили, что приняли стратегию развития на российском рынке, включающую расширение производства своего основного бренда и сокращение издержек.

Аналитики считают, что, скорее всего, из всех своих российских предприятий Heineken закроет екатеринбургскую «Патру». Данное предприятие с каждым годом показывает все больше убытков. Согласно отчетности по РСБУ за 2005 г., чистый убыток за год вырос в 56 раз до 188,9 млн руб. «Если говорить о закрытии, то первое, что приходит на ум, – именно этот завод», – сказал RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов. Аналитики обращают внимание на то, что в минувший четверг руководство компании «Балтика» заявило о намерении увеличить свою долю на екатеринбургском рынке с 26 до 35%, то есть как раз на столько, сколько принадлежит «Патре». Владислав Кочетков из ИК «Финам» считает, что еще одним кандидатом на закрытие может быть завод «Шихан». «Закрывать будут либо «Патру», либо «Шихан». Оба не закроют, потому что присутствие на рынке Урала надо будет сохранять», – заявил г-н Кочетков.

Между тем, по мнению аналитика «Ренессанс Капитала» Алексея Языкова, со стороны Heineken закрывать «Патру» было бы нецелесообразно. «Убыточность предприятия – это еще не повод для его закрытия, – заявил г-н Языков RBC daily. – Учитывая, что Heineken так долго бился за этот актив, возможно, как раз наоборот он будет его реструктурировать». Подтверждением слов аналитика является то, что не так давно Heineken принял инвестиционную программу, в соответствии с которой предполагалось вывести екатеринбургское предприятие на уровень рентабельности в течение нескольких лет. Как считает г-н Языков, сомнительно, что Heineken вообще будет урезать свои мощности. «Я бы скорее предположил, что они в будущем могут избавиться от каких-то своих брендов», – полагает он.

На планы голландцев добиться в России первого или второго места участники рынка смотрят неоднозначно. По мнению директора по маркетинговым коммуникациям пивоваренной компании «Балтика» Дмитрия Музыченко, российский пивной рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции и одновременно серьезными ограничениями в продвижении брендов, поэтому значительное увеличение доли рынка в России в краткосрочной перспективе. «Лицензионные бренды пока еще достаточно долго не смогут претендовать на статус лидирующих по потреблению», – заявил г-н Музыченко. В компании Sun Interbrew желание Heineken стать номером один считают нормальным. «Хорошо, что компания стремится к развитию. Мы, как и любая другая компания, также хотим стать номером один», – сказали RBC daily в Sun Interbrew.

Программу минимум – достичь доли рынка в 20% – аналитики считают более выполнимой задачей. «Потенциально это вполне реальные цифры, а смогут они это сделать или нет, трудно сказать, – говорит г-н Языков. – Поскольку Heineken – это одна из тех компаний, у которой «глубокие карманы», она меньше зависит, чем другие компании, от рыночных колебаний. Не в той степени, как, например, Sun Interbrew». По мнению аналитика, Heineken может побить другие компании и по ценам, и о массированной рекламе.


Олег Трутнев

910
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :