«36,6» рискует по-крупному


Крупнейший аптечный оператор России намерен за два года вырасти втрое

Аптечная сеть «36,6» планирует вырасти до 1400 аптечных учреждений, превратившись к концу 2008 года из крупнейшего отечественного оператора в ритейлера мирового уровня. Об этом RBC daily сообщил представитель руководства «36,6». Показатели роста компании говорят о том, что, скорее всего, планы выполнить удастся: лишь за прошлый год сеть выросла с 253 до 445 аптек. Правда, эксперты сомневаются в том, что у компании получится реализовать свои планы без каких-либо радикальных шагов. Опрошенные RBC daily специалисты отмечают давление на «36,6» ее кредиторской задолженности, которая на сегодня составляет более 100 млн долл. Предполагается, что аптечной сети вскоре придется либо заметно увеличить долг, либо продать оставшуюся у нее в собственности часть акций «Верофарма».

На сегодня ОАО «Аптечная сеть 36,6» владеет 536 аптеками в 20 регионах и 66 городах России. Производственное звено компании – ЗАО «Верофарм» – входит в число пяти крупнейших российских фармацевтических производителей. В апреле текущего года в ходе IPO 49,99% «Верофарма» было продано за 140 млн долл. В 2005 году чистая прибыль компании составила 9,2 млн долл. (в 2004 г. – 723 тыс. долл.). Выручка компании в 2005 г. достигла 305,2 млн долл., увеличившись по сравнению с 2004 годом в 1,7 раза. Объем капиталовложений, по итогам 2004 г., составил 40,6 млн долл. На покупку аптек в 2005 г. было направлено 16 млн долл., тогда как в 2004 г. – 13,9 млн долл. На приобретение одной аптеки в Москве компания тратит 125 тыс. долл. (без учета стоимости недвижимости), в регионах – 80 тыс. долл. Срок окупаемости одной аптеки – 4–5 лет.

В инвестиционном меморандуме компании говорится, что основными направлениями инвестиций в этом году станет расширение сети за счет приобретения региональных игроков. На это предполагается потратить средства, вырученные от продажи «Верофарма». «Рост сети увеличивает обороты и прибыль, – заявил RBC daily информированный источник в компании. – В текущем году компания планирует увеличить капитальные вложения в до 100 млн долл. против 36,5 млн долл. в 2005 году». Сеть декларирует активную экспансию в регионы, планирует увеличить свое присутствие в первую очередь в городах, где население превышает 500 тыс. человек. К концу 2008 года сеть «36,6» намерена довести свой годовой оборот до 1 млрд долл., при этом планируется, что количество аптек к этому моменту будет не менее 1300–1400, что сделает ее сопоставимой с зарубежными аптечными сетями. «Темпы роста на 50% в год компания намерена сохранять и увеличивать», – заявили RBC daily в «36,6».

Эксперты согласны с тем, что продвижение в регионы – перспективное направление для создания национальной сети. «В отличие от московского аптечного рынка, региональный рынок не структурирован, – говорит RBC daily управляющий директор консалтинговой компании «АксионБКГ» Анастасия Варечкина. – Его потенциал пока очень высок. Если Россия пойдет по пути федеральных брендов, перспективы национальных сетей велики. В регионах активно открываются новые аптеки, там есть что покупать. Кстати, американские сети – это 3–4 тыс. объектов. «36,6» еще далеко до этой цифры. Понятно, что перспективы дальнейшей консолидации велики». Что же касается огромных долгов компании, то, по мнению Анастасии Варечкиной, это вопрос соотношения обслуживания долга и прибыли от развития. Новые инвестиции более интересны, чем попытки закрыть долги и зафиксировать объем бизнеса.

В компании разделяют это мнение. «Полное или частичное погашение долга – вопрос эффективности использования капитала, – говорит RBC daily представитель «36,6». – Можно направить вырученные от продажи «Верофарма» средства на полное погашение долгов, а можно вложить их в покупку розничных сетей, которые будут прибыльны в течение многих лет». По его словам, оценивая рыночную стоимость компании, инвесторы отдают себе отчет в том, что у нее есть долг. И здесь важнейшим является доверие инвесторов к стратегии компании. «Три года назад наши планы казались мало выполнимыми, – продолжает он. – Сейчас большинство наблюдателей согласилось с тем, что компания справляется с заявленными планами». Облигационный же заем, который сейчас размещает компания, необходим для рефинансирования существующего долга, который обходится слишком дорого. Процент по облигационному займу, скорее всего, будет ниже существующего сейчас. Аналитиками подсчитано, что благодаря этому шагу компания сэкономит не менее 3–4 млн долл. в год.

По мнению г-жи Варечкиной, компании целесообразнее всего капитализировать бизнес на уровне 1000–1500 объектов. И никакой объективной причины сегодня закрывать долги у компании нет. «Как показал пример сети «Аптека-Холдинг», успешно продать бизнес можно и с условием покрытия долгов», – уверена эксперт. Относительно же возможного банкротства компании, которое предрекают некоторые эксперты, г-жа Варечкина привела пример «Евросети», которой уже давно предсказывают финансовый крах, однако сегодня она готовит IPO. «Банкротство таких структур – очень условное понятие», – уверена она.

Многие эксперты отмечают долги «36,6», как самое узкое место. «Аптечная сеть«36,6» в настоящее время развивается в основном за счет привлечения заемных средств. Если расчет на последующее увеличение прибыли не оправдается, компании придется привлекать новые внешние ресурсы или избавляться от всех непрофильных активов», – сказала RBC daily генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова. По мнению генерального директора DSM Group Александра Кузина, уменьшение долговой нагрузки – не в традициях компании «36,6». «Скорее всего, они реструктуризируют обязательства, чтобы получить более выгодные условия и, вероятно, даже увеличат свой долг, – отмечает в беседе с RBC daily г-н Кузин. – Их стратегия смелая и даже рисковая, компания очень агрессивно развивается. Под существующие активы получается финансовое обеспечение, оно инвестируется в новые активы, под них опять получаются деньги и так далее. Используется мультиплицирование. На растущем рынке это лучшая стратегия, но ее обратная сторона – риск банкротства. В случае экономического спада может не хватить средств на выплату процентов по долгам. Но только за счет подобной стратегии эта сеть сейчас является лидером аптечного ритейла, другие игроки пока предпочитают более взвешенное развитие». По прогнозу г-на Кузина, учитывая агрессивное развитие некоторых игроков, доля брендовых сетей на российском рынке сейчас составляет 18%, а к 2010 г. вырастет около 60%. К этому моменту в лидирующих аптечных сетях России будет насчитываться по 1,5–2 тыс. аптек.

Однако, по наблюдениям DSM Group, судя по последним сделкам, можно сделать вывод, что покупка одной аптечной точки в среднем обходится в 200–400 тыс. долл. (с учетом стоимости недвижимости). Таким образом, оценочные затраты на покупку 1000 аптечных учреждений составят около 200–400 млн долл. При этом цена сильно зависит от того, покупается ли помещение в собственность или арендуется. Так или иначе общие затраты на открытие 1000 аптек составят несколько сот миллионов долларов, уверены эксперты. Оценка стоимости «Верофарма» и «36,6» сейчас такова: на 8 июня капитализация ОАО «Аптечная сеть 36,6» составляет 321 млн долл., а «Верофарма» – 250 млн долл., то есть оставшаяся в собственности компании часть «Верофарма» стоит около 125 млн долл. Этой суммы, даже если кто-то этот пакет купит целиком, не хватит для реализации планов компании.

По мнению конкурентов «36,6», приобретение еще 1000 аптек (пусть даже это будут аптечные учреждения разного формата, вплоть до аптечных киосков) вообще маловероятно. «Если мы говорим о соблюдении определенного уровня, а не о покупке «всего и во что бы то ни стало», то на данный момент на российском рынке просто нет такого количества предложений о продаже. При этом мы не берем в расчет конкурентов, которые также заинтересованы в расширении бизнеса, – сказал RBC daily коммерческий директор петербургской аптечной сети «Первая помощь» Петр Грек. – Кроме того, это высокобюджетный шаг, который, скорее всего, потребует от компании продажи части своей недвижимости, непрофильных бизнес-проектов, если таковые есть, и части акций. Не думаю, что это будет оправдано с точки зрения бизнес-стратегии».


Ольга Филатова

box_direct_item
ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN