Реклама ворует деньги


На мировом рекламном рынке процветает мошенничество, доходы нелегального бизнеса исчисляются миллиардами долларов

Мошенничество на рынке рекламы наносит колоссальные убытки мировой экономике. Граждане США добровольно отдали преступникам 1 млрд. долларов. Число жертв недобросовестной рекламы в Америке насчитывает 2,8 млн. Больше других страдают от мошенничества пожилые люди.

Минюст США обнародовал итоги длившегося больше года расследования фактов жульничества на рекламном рынке. По обвинению в мошенничестве арестованы 139 человек в США и еще 426 человек в Канаде, Коста-Рике, Нидерландах и Испании.

Министр юстиции США Альберто Гонсалес сообщил, что операция американских правоохранительных органов на международном рекламном рынке стала самой масштабной в истории. В сотрудничестве с американскими службами действовали Великобритания, Новая Зеландия и Нигерия.

Но, несмотря на большой успех, окончательно уничтожить этот вид преступного бизнеса вряд ли удастся, поскольку он основан на доверчивости потребителей. «Ресурс мошенников неисчерпаем», – признают в американском Минюсте.

«Криминальные структуры часто используют телемаркетинг, Интернет и рассылку электронных писем, заманивая людей предложениями вложить деньги в фиктивный бизнес, нечестными лотереями и тотализаторами, обманывая их при помощи фальшивых кредитных карт», – описывает ситуацию Гонсалес.

«Интернет, телефон, почта позволили маркетингу превратиться в высокоэффективный метод воздействия на клиента, – признает главный почтовый инспектор США Ли Хит. – В то время как большинство предложений легальны, существуют криминальные элементы, которые превратили эту деловую модель в машину для своей незаконной деятельности».

Жертвами рекламного мошенничества во всех странах мира чаще всего оказываются пожилые люди, которые более склонны доверять почтовым и телефонным рекламным предложениям.

«Рекламные мошенники думают, что, используя современные технологии, они могут безнаказанно действовать из любой точки мира. Но службы по обеспечению безопасности в виртуальном пространстве, которые мы организовали в Канаде, Коста-Рике и Нидерландах, осуществляют новую модель реагирования, позволяющую привлечь аферистов к суду», – заявил Гонсалес.

По словам чиновника, власти начинают реализацию специальной образовательной программы, чтобы «донести до сознания людей – нужно внимательно относиться к предложениям массового маркетинга, поскольку они часто связаны с мошенничеством».

В Минюсте подсчитали, что сейчас на рекламном рынке наиболее распространены следующие виды мошенничества. Предложение ссуды или кредитной карты людям, нуждающимся в деньгах. Потребители, поддавшиеся на уловку, оставляют залог и получают взамен кредитную карту с несуществующим счетом.

Почти так же часто люди верят в обещание «стопроцентных» выигрышей на тотализаторе с условием предварительной платы за выигрыш. На эту удочку чаще всего попадались пожилые американцы. Неравнодушны потребители и к обещаниям лотерейных выигрышей, а также к предложениям вложить деньги в «эффективный» бизнес с получением крупных дивидендов. Как правило, такие предложения оказываются фикцией.

В американском Минюсте отмечают, что мошенники стали часто использовать сайты в Интернете, которые выглядят как официальные сайты крупных компаний, для получения от людей конфиденциальной информации, в том числе номера кредитной карты. Доверие к Интернету и распространенная практика покупок в интернет-магазинах привели к тому, что люди не проверяют выложенную в Сети информацию.

Следователям американского Минюста встречаются и более оригинальные способы мошенничества. К примеру, нигерийская группа мошенников обманула 200 американцев, собрав с них 1,3 млн. долларов. Аферисты распространили информацию о наследстве неизлечимо больного человека в 55 млн. долларов. В письмах нигерийских мошенников отмечалось, что наследство может быть потеряно, если не удастся заплатить пошлину за юридическое оформление прав на него. Сотни американцев захотели поучаствовать в разделе несуществующих миллионов.


Аркадий Пороховой