Создания и поглощения


Бум стартапов последнего времени во многом опирается на большие надежды их создателей продать свой небольшой проект гиганту вроде Google или Yahoo

Время от времени такие поглощения действительно происходят. Но все чаще большие компании решают не покупать уже работающий проект, а создавать свой, немного другой, но использующий уже опробованные успешные модели. Так что, может быть, «стартапщикам» придется расстроиться и искать новые пути развития.

Речь идет не столько о прямом копировании большими компаниями сервисов, разработанных парой энтузиастов, сколько об использовании хороших идей, которые на 90% «выстрелят», ибо уже опробованы. Последние тому примеры: Google выпустил сервис Notebook, который основывается на идее популярного сервиса закладок del.icio.us. При этом возможности собирания интересных ссылок, картинок и текста в каком-то своем небольшом веб-пространстве были серьезно расширены и улучшены.

Аналогичным образом поступили AOL, выпустив сервис UnCut для распространения коротких видеороликов. Случилось это после того, как сервис YouTube приобрел огромную популярность. Каждый день пользователи загружают 35 тыс. видеороликов на YouTube, а смотрят их миллионы людей. При этом у YouTube есть одна проблема — в получении денег. То есть проект пока только поглощает деньги миллион за миллионом. Когда и как они собираются вернуть все эти инвестиции, пока до конца не ясно. AOL предлагает пользователям альтернативный сервис, почти полностью копируя конкурентный проект, но уже, вероятно, с учетом ошибок по планированию бизнеса.

По крайней мере, уже в первый день официального существования проекта UnCut на нем была размещена реклама.

В Рунете вообще покупки интернет-компаний происходят не так уже часто. Гиганты предпочитают делать собственные проекты внутри, иногда в сотрудничестве с другими компаниями. Впрочем, и ярких стартапов, рожденных несколькими энтузиастами, в Рунете не наблюдается: все только расширение старых игроков на рынке, открытие новых направлений старыми силами.

В общем, если и дальше так пойдет дело, число создаваемых сейчас стартапов должно хотя бы немного снизиться. Собственно, возникает такое ощущение, что этот процесс уже пошел: новости о появлении новых компаний появляются все реже. Инвесторы не бесконечны, и постоянно вкладывать большие деньги в развитие проектов с неясным будущим люди уже не рвутся. Еще один момент: все это клонирование со стороны гигантов показывает, что они, несмотря на свой размер, умеют достаточно быстро забирать хорошие идеи и далее начинать теснить отдельные компании, у которых меньше денег, сил и возможностей для продвижения своих проектов.

Порталам и прочим старым гигантам интернет-бизнеса стабильно прочат гибель вот уже много лет подряд. Обвиняют в неповоротливости и медленном развитии модели их бизнес-проектов. Но они не отмирают и вполне активно развиваются (почти все), идут в ногу со временем и, как черные дыры, засасывают все новые разработки, проекты и бизнес-модели. По большому счету, они и являются основными бизнес-единицами в Сети благодаря именно такой практике. Они собирают основную часть рекламных денег, которые есть на рынке, и вполне успешно существуют. И, видимо, такое положение вещей неискоренимо.


АНТОН НЕСТЕРЕНКО

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке