Время от времени такие поглощения действительно происходят. Но все чаще большие компании решают не покупать уже работающий проект, а создавать свой, немного другой, но использующий уже опробованные успешные модели. Так что, может быть, «стартапщикам» придется расстроиться и искать новые пути развития.
Речь идет не столько о прямом копировании большими компаниями сервисов, разработанных парой энтузиастов, сколько об использовании хороших идей, которые на 90% «выстрелят», ибо уже опробованы. Последние тому примеры: Google выпустил сервис Notebook, который основывается на идее популярного сервиса закладок del.icio.us. При этом возможности собирания интересных ссылок, картинок и текста в каком-то своем небольшом веб-пространстве были серьезно расширены и улучшены.
Аналогичным образом поступили AOL, выпустив сервис UnCut для распространения коротких видеороликов. Случилось это после того, как сервис YouTube приобрел огромную популярность. Каждый день пользователи загружают 35 тыс. видеороликов на YouTube, а смотрят их миллионы людей. При этом у YouTube есть одна проблема — в получении денег. То есть проект пока только поглощает деньги миллион за миллионом. Когда и как они собираются вернуть все эти инвестиции, пока до конца не ясно. AOL предлагает пользователям альтернативный сервис, почти полностью копируя конкурентный проект, но уже, вероятно, с учетом ошибок по планированию бизнеса.
По крайней мере, уже в первый день официального существования проекта UnCut на нем была размещена реклама.
В Рунете вообще покупки интернет-компаний происходят не так уже часто. Гиганты предпочитают делать собственные проекты внутри, иногда в сотрудничестве с другими компаниями. Впрочем, и ярких стартапов, рожденных несколькими энтузиастами, в Рунете не наблюдается: все только расширение старых игроков на рынке, открытие новых направлений старыми силами.
В общем, если и дальше так пойдет дело, число создаваемых сейчас стартапов должно хотя бы немного снизиться. Собственно, возникает такое ощущение, что этот процесс уже пошел: новости о появлении новых компаний появляются все реже. Инвесторы не бесконечны, и постоянно вкладывать большие деньги в развитие проектов с неясным будущим люди уже не рвутся. Еще один момент: все это клонирование со стороны гигантов показывает, что они, несмотря на свой размер, умеют достаточно быстро забирать хорошие идеи и далее начинать теснить отдельные компании, у которых меньше денег, сил и возможностей для продвижения своих проектов.
Порталам и прочим старым гигантам интернет-бизнеса стабильно прочат гибель вот уже много лет подряд. Обвиняют в неповоротливости и медленном развитии модели их бизнес-проектов. Но они не отмирают и вполне активно развиваются (почти все), идут в ногу со временем и, как черные дыры, засасывают все новые разработки, проекты и бизнес-модели. По большому счету, они и являются основными бизнес-единицами в Сети благодаря именно такой практике. Они собирают основную часть рекламных денег, которые есть на рынке, и вполне успешно существуют. И, видимо, такое положение вещей неискоренимо.
АНТОН НЕСТЕРЕНКО
Создания и поглощения
19.05.2006
Бум стартапов последнего времени во многом опирается на большие надежды их создателей продать свой небольшой проект гиганту вроде Google или Yahoo