Термокружки

У водки новый лидер


Вступление в силу поправок в «спиртовой» закон в начале года привело к смене лидера на алкогольном рынке

Прежний лидер российского рынка, московский «Кристалл» пропустил вперед петербургскую «Веду» и «Русский алкоголь», доля компании упала почти вдвое. В «Кристалле» объясняют сокращение отгрузок тем, что отказались временно продавать водку с маркой старого образца, как предлагала Федеральная налоговая служба, и обещают вернуть позиции к концу года. Конкуренты обещают помешать «Кристаллу» вернуть первое место.

Вчера в распоряжении «Бизнеса» оказались данные Госкомстата по объему отгрузок крупнейших производителей алкоголя в первом квартале 2006 года. По данным ведомства, за этот период отгрузки бессменного лидера рынка, московского «Кристалла», составили 521 тыс. дал (3,22% рынка), что почти вдвое меньше, чем у петербургской «Веды» — 1,027 млн дал (6,36%). Завод пропустил вперед и «Русский алкоголь», который реализовал 988 тыс. дал (6,12%). В четвертом квартале ситуация была обратной: тогда «Кристалл» произвел 2,889 млн дал водки (6,3% рынка), «Веда» — 1,94 млн дал (4,2%), «Русский алкоголь» — 1,895 млн дал (4,1%). Александр Мечетин, председатель правления ОАО «Синергия», говорит, что по «грубой оценке» потери «Кристалла» могут составить около 100 руб. с 1 дал «контрактной» водки, 300 руб.— с собственной. Еще один участник рынка называет сумму 45–65 млн руб.

Представители «Кристалла» объясняют снижение продаж с простоем завода в начале года.

«Мы первыми из российских ЛВЗ подали заявки в Федеральную налоговую службу (ФНС) на марки нового образца, но получили их последними — в середине февраля, когда остальные уже работали. При этом их не хватало на наши стандартные объемы производства»,— жалуется начальник управления информации и внешних связей ФГУП «Росспиртпром» (управляет 51% «Кристалла») Дмитрий Добров.

Напомним, 1 января 2006 года вступил в силу новый закон «О госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции». Он, в частности, ввел акцизную марку нового образца. Однако к началу года ФНС не успела заказать на Гознаке марки, из-за чего с начала года до середины февраля большинство производителей алкоголя не могли запустить производство и продавали продукцию, произведенную в прошлом году. «В середине марта закончились новые марки, нам предложили старого образца с информационными стикерами. Но они не предназначались для ЛВЗ московского региона, мы отказались их брать, опасаясь проблем со сбытом продукции с такими марками в регионах»,— сетует Дмитрий Добров.
«Веда» и «Русский алкоголь», напротив, рискнули.

«Мы решили разливаться со старыми марками, хотя этих марок не хватало и на 40%, но заводы были загружены»,— говорит вице-президент по маркетингу «Русского алкоголя» Вадим Касьянов.

По словам Доброва, «Кристалл» намерен вернуть лидерство к концу года: «Завод сейчас загружен на полную мощность». Конкуренты обещают помешать «Кристаллу». Глава холдинга «Веда» Александр Матт обещает увеличить отрыв от конкурентов. «Мы сможем назвать себя лидером, когда займем 15% рынка и оторвемся от конкурентов в два раза»,— рассуждает он.

Амбициозные задачи ставят и в «Русском алкоголе». «У „Веды” основной объем продаж делают недорогие марки. Мы не можем серьезно работать в этом сегменте, так как требуются свободные мощности, которых у нас нет. Однако сейчас мы строим новый завод в Новосибирске, когда он заработает, ситуация может измениться»,— говорит Вадим Касьянов.

Другие участники рынка скептически отнеслись к планам «Веды» и «Русского алкоголя». «У „Веды” все марки работают на пределе, они уже исчерпали себя, их продажи могут начать проседать уже в ближайшее время. Кроме того, чтобы занять 15% рынка, надо вложить много средств в продвижение, у „Веды” их нет»,— скептичен владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. «Кристалл» традиционно силен в массовом сегменте, который хорошо продается в регионах. Но за время простоя региональные ЛВЗ смогли потеснить позиции «Кристалла», вернуть их будет непросто, считает PR-директор «Синергии» Андрей Малафеев.


ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке