Термокружки

Nokia впервые первая


Лидером по продажам мобильных телефонов в России впервые оказалась Nokia

Согласно отчету исследовательской компании IDC, в 2005 году в Россию было завезено 32 млн мобильных телефонов, что превысило показатели 2004 года на 19%. При этом в денежном выражении рынок вырос на 21%, до $5,15 млрд, что эксперты объясняют увеличением продаж моделей среднего и высшего ценовых диапазонов, активным продвижением которых вендоры занимались весь прошлый год. Примечательно в связи с этим, что лидером по продажам в России впервые оказалась Nokia, поднявшаяся за год в рейтинге вендоров с четвертого на первое место и потеснившая своих главных конкурентов— Samsung и Motorola.

Эксперты IDC объясняют российский успех Nokia удачным модельным рядом и привлекательностью новых телефонов, а также довольно сильными позициями в высоких ценовых категориях. «Также успеху способствовала тенденция роста средних цен, проявившаяся в последние месяцы не только на региональных рынках, но и в Москве и Санкт-Петербурге»,— объясняет руководитель программы исследований IDC по рынку мобильных телефонов в регионе CEMA Саймон Бейкер. Тем не менее он признает, что на российском рынке доля Nokia пока заметно ниже, чем на мировом.

В отличие от мирового рынка, где основным конкурентом Nokia остается Motorola, в России главной интригой прошлого года стала «гонка» между финнами и корейцами. По итогам 2004 года, именно Samsung лидировала по продажам на российском рынке. Не секрет, что 2004 год был крайне неудачным для Nokia: компания снизила свою мировую долю с 34,9% (в 2003 году) до 29,2%. Эксперты объясняли неудачи отсутствием на тот момент у Nokia конкурентных моделей в бюджетном сегменте, который прекрасно освоили Motorola, Siemens и Samsung. Nokia пришлось пойти на снижение цен почти на 25%, и только в четвертом квартале прошлого года компании удалось увеличить долю рынка до 32%.

В России Nokia увеличила продажи во многом благодаря грамотной дистрибуторской политике, а также конфликту корейцев с крупным ритейлером «Евросеть». «Основной фактор роста продаж Nokia — заключенное год назад дистрибуторское соглашение с „Евросетью”, которая из-за конфликта с Samsung сделала ставку на активную продажу телефонов этой марки,— комментирует эксперт ИК „Финам” Игорь Веретенников.— Кроме того, Nokia достаточно активно расширяласвой ассортиментный ряд, проводила активную рекламную политику, и все это дало неплохую отдачу». По мнению аналитика «Прайм консалта» Маргариты Зобниной, с насыщением первичной потребности в телефонах спрос смещается из низших ценовых сегментов, где доминируют Motorola и Siemens, в средний и высокий, где лидер Nokia.

«Существует однако опасность, что компания чересчур увлечется узкими сегментами в ущерб потребительским свойствам отдельных моделей,— считает Зобнина.— Уже сейчас можно заметить, что имиджевые модели страдают от недостатка функциональности, которая также разделена по сегментам».

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтверждает, что в четвертом квартале прошлого года Nokia действительно вышла на первое место по продажам в России. «Однако с ее лидерством по всему году я не согласен.

По итогам 2005 года, у Samsung преимущество, так что выводы IDC относительно лидерства Nokia мне непонятны»,— удивляется он. С ним соглашается пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков, отдающий лидерство Nokia лишь в четвертом квартале прошлого года и в первом квартале этого: «По нашим данным, по итогам прошлого года, первое место все-таки сохранила Samsung». Однако остальные ритейлеры эту точку зрения не поддерживают и отдают лидерство финнам. «В наших продажах первое место традиционно принадлежит Nokia»,— сообщила руководитель отдела по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. В «Связном» похожая картина: 25,2% прошлогодних продаж осталось за Nokia. «На втором месте у нас была Samsung с 19%, затем — Siemens с 18,6%, а на четвертом месте Sony Ericsson с 12,7%»,— рассказала «Бизнесу» глава отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. Наконец, в «Евросети» также около 20% всех продаж пришлось на мобильные телефоны Nokia.

Правда, несмотря на более чем полугодовой конфликт с Samsung, продажи корейских телефонов в «Евросети» почти такие же — 19%.


ЗОЯ ТРУБЕЦКАЯ, АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке