ФАС уполномочена заявить: закон о рекламе необходимо пересмотреть!


Вступление в силу нового варианта закона «О рекламе», который, по мнению его авторов, должен стать основой для пропаганды здорового образа жизни россиян, приведет к прямо противоположным результатам

Россия не только лишится возможности проводить футбольные чемпионаты ФИФА и Олимпийские игры на своей территории, но, возможно, потеряет возможность транслировать мировые спортивные соревнования на государственных телеканалах. К такому неутешительному выводу пришли участники заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе, прошедшего в четверг, 10 мая.

Члены Экспертного совета при ФАС пытались проанализировать возможные последствия принятия закона. Согласно новой редакции закона "реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений". Кроме того, та же 22 статья запрещает размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени.

Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров сообщил, что закон предполагает ограничения по вопросу размещения спонсорской рекламы во время спортивных трансляций после 22.00. Производители алкоголя смогут рекламировать только названия компаний, при условии, что они не совпадают с названием бренда производимой алкогольной продукции. По словам А. Кашеварова, спонсорские ролики на телевидении приравниваются к обычным рекламным роликам. Трансляции международных соревнований, которые спонсируют пивоваренные компании, например, матчей футбольной Лиги чемпионов, будут сдвинуты на период после 22.00, уточнил он. На стадионах баннеры, содержащие упоминание о пивном или алкогольном бренде, также размещать нельзя.

По мнению А. Кашеварова, предложенная конструкция в новом законе исключает маневр в трактовке. Однако на совещании отмечалось, что возникнут проблемы правоприменения с фирмами, которые производят под одним брендом товар в разных сегментах рынка. Именно этот пункт очень беспокоил приверженцев «здорового квасного патриотизма». Как известно, качественный квас производится, как правило, на пивоваренных заводах. И c рекламой кваса, произведенного на таких заводах, как «Очаково» в Москве или «Степан Разин» в Санкт-Петербурге, возникнут проблемы.

Есть и скрытая возможность для бизнес-киллера, который выпустив водку с названием «Ариэль», поставит под вопрос возможность рекламировать в прайм- тайм стиральный порошок с аналогичным названием. Все эксперты единодушно отметили, что исполнение закона приведет к появлению новой практики на рынке. И поэтому главное обеспечить, чтобы «запрет рекламы алкоголя не привел к запрету рекламы добросовестных производителей товаров, получивших общественное признание».

Кроме того, по словам А. Кашеварова, на практике уже существуют примеры «скрытого умысла рекламы запрещенного товара за счет рекламы другого товара». По его мнению, небходимо разработать специальную методику анализа подобных прецедентов на рынке. Если в случае с производством водки «Ариэль» вопрос можно решить за счет внесения поправок в патентное законодательство, то рекламу льда «Медоф» или перца «Немиров» возможно допускать при условии, что этот товар реально производится. Подобный анализ будет проводиться при помощи исследований на основе опроса потребителей. Искать злой умысел со стороны производителя, по его мнению, можно и при помощи средств экономического анализа. «Если прибыли от продаж рекламируемого товара нет, а есть только убытки, и при этом на рынке товар не представлен, то легко понять, что под брендом рекламируется что-то другое. На рекламу в среднем фирмы тратят 30%, но если бюджет на рекламу вдвое превышает объем продаж, это повод для рассмотрения манипуляций», - пояснил он. По словам замглавы ФАС, необходимая доказательная база еще не проработана для представления подобных дел в суде. Поэтому не менее эффективным является саморегулирование подобных вопросов в ассоциациях производителей.

Присутствующий на заседании представитель Российского футбольного союза отметил, что запрет на рекламу спонсоров-производителей алкоголя приведет к тому, что российские клубы не смогут быть участниками соревнований УЕФА. И это связано с обязательным требованием на размещение спонсорской рекламы на спортивных сооружениях при проведении чемпионатов. Аналогичная проблема, по его словам, возникнет при проведения международных соревнований с участием других международных спортивных ассоциаций и МОК. Кроме того, под вопросом окажется возможность трансляций подобных соревнований.

Комментируя эти высказывания, А. Кашеваров ответил: «Необходимы поправки в закон. В противном случае никакие действия с нашей стороны невозможны».

Члены экспертного совета уделили также внимание нововведениям в законе о рекламе, касающихся требований к звуковому сопровождению рекламы на транспорте. Согласно новым требованиям закона о рекламе, «распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается». Проблемы правоприменения в этом вопросе, по мнению участников совещания, связаны с тем, что в действующем законодательстве нет определения понятия «транспортные средства». Формально транспортные средства – это все, что движется: автобус, троллейбус, железнодорожные вагоны. Но что касается метрополитена, то возникает законный вопрос: транспортные средства – это только подвижной состав или эскалатор также? По словам А. Кашеварова, эту проблему необходимо решить сообща с другими федеральными органами.

Еще один вопрос - запрет на трансляцию рекламы радиостанций на транспорте. Как оказалось, это тоже сложная проблема. Например, водителю маршрутки довольно трудно предугадать, в какой момент начнется трансляция рекламы, чтобы заблаговременно выключить звук. По мнению членов экспертного совета, подобную трансляцию не стоит считать распространением рекламы на транспорте, в противном случае, под статью закона попадает любой владелец личного транспорта. «Это перекос, когда сотрудники ФАС будут сами себя штрафовать за рекламу любимой радиостанции», - отмечалось на заседании.

Все эксперты сошлись во мнении, что не может быть звуковой рекламы там, где у человека нет возможности не слушать эту рекламу. И с этой точки зрения эскалатор – транспортное средство. А вопрос рекламы по радио один из участников предложил рассмотреть шире: «это проблема нарушения прав потребителей, когда пассажира, предпочитающего «Радио Классика», заставляют слушать в маршрутке «Радио Шансон». Но это не предмет обсуждаемого закона. Поскольку речь идет о трансляции передач радиостанций в принципе».

Подводя итоги, А. Кашеваров отметил, что для применения норм необходимо внести в закон о рекламе уточняющие поправки с определением понятия "транспортные средства".

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке