Термокружки

А WAP я попрошу остаться!


Благодаря новым телефонам полузабытая услуга переживает второе рождение

Мобильный интернет на основе технологии WAP еще несколько лет назад аналитики единогласно признали мертворожденным. Однако положение меняется. Благодаря развитию скоростных технологий передачи данных и новым телефонам операторы, разработчики WAP-сайтов, аналитики и, что самое главное, абоненты поверили во второе рождение уже подзабытой услуги.

Появившись впервые в 1999 году, WAP (Wireless Application Protocol) - стандарт для доступа к ресурсам интернет посредством только мобильного телефона - не произвел особого впечатления на уже "мобилизованную" к тому времени общественность. Низкая скорость соединения, простые, как сапог, черно-белые дисплеи телефонов и чересчур сложная навигация - все это оттолкнуло от WAP и пользователей, и разработчиков. Стандарт долгое время "скучал", напоминая о себе лишь дополнительным пунктом меню в телефонных аппаратах и строчками в тарифных планах операторов.

Реабилитировать себя мобильному интернету через WAP удалось лишь 4 года спустя. Технологии GPRS/EDGE со скоростью передачи данных до 56 Кбит/с и 115 Кбит/с соответственно, цветные и более просторные дисплеи, вторая версия стандарта WAP 2.0 с поддержкой графики - и заброшенная когда-то технология "Интернета на ладони" оказалась не такой уж бесполезной.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, ежемесячно российские WAP-ресурсы посещает более 4.5 млн. человек (большой интернет - 20.1 млн.). При этом темпы роста пользователей мобильного интернета составляют 10% в месяц против 4% роста пользователей интернета обычного (данные ФОМа). В российском сегменте сегодня насчитывается несколько тысяч WAP-ресурсов. Однако привлекательность мобильного интернета страдает от некоторых ограничений.

WAP-страница имеет мало схожего с обычной интернет-страницей в браузере настольного компьютера. На ранних стадиях разработки WAP-протокола он включал в себя много дополнительных возможностей и мало стандартизованных требований. Это привело к тому, что совместимые друг с другом мобильные телефоны имеют несовместимые - у каждого производителя собственные - WAP-браузеры. "В традиционном WWW всего 3 браузера и стандарт W3C, которому стараются соответствовать производители, - объясняет лидер проекта WapStart.ru Кирилл Рожковский. - В WAP все сложнее: инструментарий тот же, но бесчисленное множество WAP-браузеров, по-разному отображающих идентичный код. Здесь приходится учитывать нюансы каждой трубки, в итоге процесс разработки и затраты на него растут".

Но даже если WAP-страница корректно отображается на дисплее телефона, навигация в мобильном интернете сильно усложняется. В рейтинге самых сложных действий верхние строчки занимают: заполнение текстовых полей, навигация по ссылкам и неопределенность, на каком именно сайте находится пользователь - до появления стилей в WAP 2.0 все страницы выглядели одинаково. Высокой технологичностью и структурной сложностью WAP-сайты похвастаться не могут, а потому чаще всего рассматриваются разработчиками как дополнение к уже существующим интернет-порталам.

Тем временем WAP-пространством заинтересовалась реклама. На мобильную рекламу уже обратили внимание рекламные агентства да и сами рекламодатели. "WAP-реклама позволяет обеспечить широкий охват аудитории, - говорит директор по работе с клиентами интернет-агентства Promo Interactive Сергей Куньев. - WAP добрался даже в самые отдаленные регионы, где развитие интернета все еще отстает от уровня больших городов, и мобильный телефон становится единственной доступной альтернативой".

Интересно, что технические ограничения WAP, связанные с маленькими экранами, мобильной рекламе идут на пользу. Даже не очень большой баннер может занимать до трети дисплея телефона, а невозможность переключиться на другое окно окончательно приковывает внимание пользователя к рекламе, отмечает Кирилл Рожковский.

Из других коммерческих проявлений WAP-интернета можно выделить сайты по продаже контента, витрины интернет-магазинов и брендовые WAP-сайты, которые, впрочем, тяготеют больше к контенту. Cайты, где можно сделать заказ и сразу оплатить его, - вариант допустимый, но пока нереальный. Их облегченный вариант - сайты-витрины. Здесь можно просмотреть каталог, выбрать нужный товар и сделать заказ, но оплатить покупку можно только в "офф-лайне". Но самое большое распространение получили WAP-сайты, предлагающие контент для мобильных телефонов, - их насчитывается порядка 90% от общего числа ресурсов.

"WAP открывает для пользователей огромные перспективы, и наша главная цель сегодня - ознакомить абонентов с этими новыми возможностями, - заявляет менеджер канала WAP компании i-Free Антон Кукушкин. - Мы хотим, чтобы люди поняли: у них в руках уже не просто телефон, позволяющий звонить и отправлять эсэмэски, а реальный терминал, с помощью которого можно выйти в интернет и соответственно получить доступ ко всем возможностям Сети".

В WAP-сайте контент-провайдеры видят новый толчок своему бизнесу. В плюсы мобильному интернету относят удобство использования, громадный охват аудитории при сравнительно маленьких вложениях, даже выход на рынки других стран. Так, один из лидеров на рынке предоставления контента, компания "Информ-Мобил", планирует посредством WAP-сайта предлагать свои услуги в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и на Украине.

Краеугольным камнем в вопросе успешности WAP-сайта является система расчетов с пользователем - он же потребитель товаров и услуг. "Абонент может купить понравившийся контент (игру, мелодию и т.п.), просто загрузив его, без отправки всевозможных СМС на короткие номера", - сообщают в пресс-службе компании МТС. Однако у такого способа есть ограничение: работает такая система только для контент-провайдеров - участников партнерской программы. "Тарификация перехода по ссылке, которую мы реализуем, требует специальных отношений между провайдером и оператором, - отмечает пресс-секретарь компании "ВымпелКом" Юлия Остроухова. - Оплатить таким образом услуги, скажем, на американском WAP-сайте вы, конечно, не сможете".

Другой бедой, на которую сетуют контент-провайдеры, является высокая стоимость WAP-трафика. "Его высокая цена является сегодня ограничивающим барьером для развития контент-услуг: при закачке контента через WAP его стоимость может увеличиваться для абонента в два-три раза, - рассказывает Антон Кукушкин. - Цены на WAP-трафик были сформированы сотовыми операторами несколько лет назад, когда передавались только небольшие объемы текстов, и сегодня очевидно, что стоимость WAP-трафика требует пересмотра". По мнению директора аналитического департамента компании J'son & Partners Бориса Овчинникова, в WAP идут не от хорошей жизни, а значит, говорить о дороговизне трафика как о действительно сдерживающем факторе для развития контент-услуг нельзя. В сравнении даже с остальным миром и GPRS-трафик сам по себе, и WAP-трафик в России не слишком дорогой, и для просмотра WAP-страниц, которые пока не очень "тяжелые", вряд ли разорителен.

Говоря о будущем WAP, аналитики сомневаются, что он сможет стать повседневной привычкой. "Как самый массовый, доступный и дешевый (с точки зрения стоимости телефона с WAP), этот стандарт не имеет похожих альтернатив, - говорит Борис Овчинников. - Но в перспективе все же позиции у него может отвоевать так называемая PDA-версия мобильного интернета". Аргументы господин Овчинников видит в растущей популярности смартфонов, которые способны с помощью мобильных версий браузеров отображать традиционный (хотя и адаптированный) HTML, притом по ценам обычного GPRS-трафика.


Сергей МАЛЬЦЕВ, ИАА "Сотовик", специально для "Известий"

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке