Минеральные войны


Владелец брэнда «Боржоми» грузинская компания GG&MW заняла свое место на российском рынке ценой огромных усилий. Однако теперь ее бизнесу угрожает Роспотребнадзор

Минеральные войны
«На протяжении своего существования GG&MW постоянно за что-то с кем-то боролась: с конкурентами, государством, производителями подделок».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

GG&MW основана в 1995 году. В 1997 году компания выиграла тендер на право использования брэнда «Боржоми», в 1999-м выкупила боржомские минеральные источники. В 2003 году GG&MW приобрела украинскую компанию IDS, а в 2004-м – украинский Моршинский завод минеральных вод «Оскар» и грузинскую компанию ML Ltd. Образовавшийся холдинг стал крупнейшей компанией на рынке минеральной воды в странах СНГ. Он владеет брэндами «Боржоми», «Миргородская», «Моршинская» и «Аляска». Компания принадлежит инвестфонду Salford и нескольким топ-менеджерам. По прогнозам GG&MW, объем продаж холдинга в этом году превысит $120 млн, из них на «Боржоми» придется более $60 млн.

С момента своего основания в 1995 году Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) добивалась права стать единственным владельцем и производителем минеральной воды «Боржоми» – воду под этой маркой производили в середине 1990-х около десяти компаний. Сейчас GG&MW принадлежат боржомские минеральные источники, скважины, разливочные и стекольный заводы, а также исключительное право на использование брэнда «Боржоми». Параллельно GG&MW боролась с производителями контрафактной продукции. Сейчас, по оценке GG&MW, в России не более 1–1,5% воды «Боржоми» – фальсификат.

Однако на днях у GG&MW появилась новая проблема. Сотрудники Роспотребнадзора провели рейд на оптовом складе компании «Наша вода», одного из крупнейших официальных дистрибуторов «Боржоми». По результатам рейда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил о «явном несоответствии заявленных качеств воды „Боржоми” фактическому содержанию». Онищенко пообещал, что Роспотребнадзор «всерьез займется проверкой качества „Боржоми”». Под подозрение попала партия из 140 тыс. бутылок на сумму $150 тыс.

В GG&MW тем не менее пока не спешат нагнетать ситуацию. Глава пресс-службы компании Сергей Рыбак пояснил, что Роспотребнадзор пока затребовал документы на несколько партий «Боржоми», находящихся на различных складах, но никаких далеко идущих последствий ждать не стоит. «Продукция GG&MW обладает сертификатами, позволяющими продавать ее в странах ЕС, США и Израиле, где санитарные нормы существенно строже, чем в России,– говорит Рыбак.– Крайне сомнительно, что Роспотребнадзору удастся найти какие-то нарушения, по крайней мере в подлинной продукции GG&MW».

Однако если вспомнить недавний запрет на импорт молдавских и грузинских вин, инициатором которого был все тот же Роспотребнадзор, ситуация начинает выглядеть иначе. Де-факто Россия ведет необъявленную «торговую войну» с Грузией, считает ряд грузинских политиков. Министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили и премьер-министр Зураб Ногаидели уже заявили, что видят в действиях Роспотребнадзора по задержке партии «Боржоми» политический подтекст. Если учесть, что продажи «Боржоми» обеспечивают почти 10% ВВП Грузии, рейд Роспотребнадзора действительно похож на действия в рамках политического заказа. В этом случае импорт «Боржоми» в Россию может быть полностью прекращен, а занимаемый компанией сегмент достанется конкурентам, которые пока сильно отстают от грузинской компании. Так, компания «Нарзан», по данным «Бизнес Аналитики», контролирует 14% российского рынка минеральной воды сегмента премиум, «Вимм-Билль-Данн» с брэндом «Ессентуки» – 10%. В то же время у «Боржоми» – 47% этого рынка.

1120
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :