Аппетитный призрак пузыря


Одним из символов лопнувшего интернет-пузыря были виртуальные магазины, которые получили много инвестиционных денег, чтобы развивать продажу самых разных товаров через Сеть

В том числе тех, которые в интернете обычно не продаются: одежды, автомобилей, еды. В общем, всего, что людям непременно надо потрогать, пощупать, примерить, или же, что гораздо проще и привычнее купить в магазине, например еду. К слову, с едой была еще одна проблема: в погоне за покупателями онлайн-гастрономы придумывали бесплатную доставку даже десятка яиц, на чем и теряли деньги. Обанкротились такие предприятия и «там», и «здесь». Торговать продуктами питания в интернете оказалось слишком сложно, что, впрочем, еще довольно долго не останавливало компании, которые решали вновь и вновь пройти по этой гиблой дорожке. Тоже без особого успеха.

Так вот, сейчас гигант интернет-торговли Amazon.com, выживший после лопнувшего пузыря доткомов и даже вполне процветающий, объявил, что начнет торговать в том числе и едой. Изначально он специализировался на книжках и музыке, потом постоянно расширял список товарных групп, начинал продавать хорошо идущую в Сети бытовую и прочую технику. Теперь дело дошло до еды, да и одеждой понемногу стали приторговывать.

Для Amazon это всего лишь путь дальнейшего расширения самой успешной компании по продаже других товаров. Все, вроде, неплохо, однако призрак разорившихся продуктовых онлайн-магазинов витает где-то рядом. Гигантский Amazon, конечно, не разорится. Потеряет немного денег — может быть. Но в случае с этой компанией расклад сил примерно равен организации продаж через интернет компаниями, имеющими мощную поддержку в офлайне в виде обычных магазинов. Таким образом, например, пошел «Седьмой континент» в России. Пусть в общих оборотах компании инициатива принесет копейки, зато для некоторых покупателей удобный сервис появится. Нормальная история развития бизнеса.

Однако пример Amazon.com может стать заразительным.

Ибо абстрактная идея создания гипермаркета в интернете, без инвестиций в строительство железобетонных торговых площадей, продолжает волновать умы многих людей. Просто, как красивая идея, которую не терпится воплотить в жизнь. В случае ее реализации инвесторы, вложившиеся в проект, скорее всего, просто потеряют деньги, как это было в конце 1990-х — начале 2000-х.

Сейчас основные опасения по поводу грядущего интернет-пузыря связывают с web 2.0 сервисами, которые все просят и просят новых инвестиций, сулят в скором будущем златые горы, но прибыли пока не приносят. Новости последних недель пестрят сообщениями о том, что то один, то другой стартап получил еще несколько миллионов от инвесторов на развитие и текущие расходы. За этими опасениями с одной стороны и восторгами по поводу концепции web 2.0 в целом все подзабыли про электронную коммерцию, вокруг которой было поломано немало копий несколько лет назад. А сейчас под шумок вполне могут появиться новые амбициозные проекты с планами продавать все, что только можно, через Сеть.

В итоге это усилит общий перегрев на рынке. Вряд ли с конца 1990-х что-то радикально поменялось в психологии людей, предпочитающих примерить одежду, прежде чем купить, или рассмотреть поближе мясо или овощи перед покупкой, а уж если заказывать продукты на дом, то только с бесплатной доставкой. Воссоздатели подобных магазинов в онлайне апеллируют к тому, что вместе с оживлением инвесторов на интернет-рынке оживились и люди, готовые все на свете теперь покупать через сайты. Фантазеры…


АНТОН НЕСТЕРЕНКО

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке