К 2015 году телерадиовещание переведут в цифровой формат

18.04.2006

Через десять лет любой россиянин сможет смотреть 60—70 телеканалов. Тогда как сейчас несчастные пять “кнопок” доступны лишь каждому третьему, а 1,5% граждан лишены возможности посидеть у “голубого экрана”

К 2015 году телерадиовещание переведут в цифровой формат
Цифровое телевидение, перевести на которое нас планируют к 2015 году, жителям московского региона обещает чудеса. Суперкартинка, Dolby-звук и возможность голосовать в ток-шоу обычным телепультом.

Уже понятно, сколько будут стоить все эти прелести. Неясно другое: кто за них будет платить — граждане или государство. Изучив опыт Мордовии, с которой в конце прошлого года началась “оцифровка” России, корреспонденты “МК” убедились: вопросов пока гораздо больше, чем ответов.


Сегодня подавляющее число россиян смотрит эфирное аналоговое телевидение. Которое отличается от цифрового, как запись на магнитной ленте от информации на CD. Кто застал советские времена, помнит, каким становилось качество звука от переписывания с одной кассеты на другую. Приблизительно то же самое происходит и во время ретранслирования аналогового сигнала. Цифровизация телевидения позволит жителям Дальнего Востока видеть ту же картинку с тем же звуком, что и на мониторе в “Останкино”. И даже больше: владельцы домашних кинотеатров наконец-то услышат то, за что они платили деньги, — пятиканальный звук Dolby.

Как утверждают специалисты, исполнить это технически довольно просто: в “Останкино” — цифровой передатчик, в каждую квартиру — эфирный цифровой приемник, декодер, позволяющий принимать оцифрованную картинку на аналоговом телевизоре (а телевизоры у нас именно аналоговые). По уверению специалистов, пользоваться такой приставкой не сложнее, чем дистанционным пультом. Однако на этом все “простые вещи” заканчиваются.

Почем приставки для народа?

— Прежде чем начинать цифровизацию, надо решить, как приставки попадут в каждую квартиру: кто будет покупать их самостоятельно, а за кого заплатит государство; в какой части здесь будет участвовать федеральный бюджет, в какой — муниципальный, — говорит Геннадий СКЛЯР, генеральный директор ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” (РТРС).

СПРАВКА "МК"

РТРС — естественная монополия в распространении государственных теле- и радиопрограмм на территории страны. Компания обслуживает 8 тысяч антенно-мачтовых сооружений по всей России и в том числе Останкинскую телебашню. Услугами телерадиопередающих центров РТРС в России пользуются примерно 900 телевизионных вещательных компаний (20% — государственных, 80% — негосударственных) и более 500 радиовещательных станций (27% — государственных и 73% — коммерческих), в том числе все общефедеральные телевизионные и радиоканалы.

Пока вариантов два. Большинство россиян должны обзавестись декодерами самостоятельно, а малоимущим поможет государство. “В программе цифровизации предусмотрены субсидии по закупке декодеров для социально незащищенных слоев населения. При этом основная часть затрат пойдет из федерального и частично из бюджетов субъектов Федерации”, — утверждает замминистра информационных технологий и связи России Борис АНТОНЮК. В том, что граждане кинутся покупать цифровые приставки, власти не сомневаются: видеомагнитофоны и мобильники тоже когда-то были экзотикой, а теперь их нет только у ленивого. А вот кого считать малоимущими, будет решать правительство (пока даже прикидок на этот счет нет). Ведь для многих россиян 100 долларов — просто за возможность и дальше смотреть телевизор — достаточно большие деньги. А именно столько стоили приставки из первой мордовской партии (правда, по уверениям чиновников Минсвязи, в дальнейшем они упадут в цене чуть ли не вдвое).

Иначе на проблему смотрит заместитель гендиректора РТРС Святослав БУНЯЕВ: “Чтобы перейти на “цифру”, нужно раздать декодеры всем. Другого — не дано”. В противном случае России придется содержать две сети: цифровую и аналоговую. Всегда найдутся граждане, решившие не тратить время и деньги на покупку приставок. В этом случае “отрубить” аналог — значит нарушить конституционное право какой-то части населения на доступ к информации.

Чтобы не изобретать велосипед, чиновники Минсвязи возьмут на вооружение мировой опыт. К примеру, в Японии покупателей сразу предупреждают: аналоговые телевизоры будут работать до 2010 года. То есть выбор у жителей Страны восходящего солнца небольшой: купить дешевый аналоговый телевизор, но на три года, или же дорогой цифровой — пока не надоест. Правило сводится к следующему: как только количество владельцев “цифры” переваливает определенный порог (от 75 до 90%), аналоговое вещание попросту прекращается. По такому же пути должна пойти и Россия. Причем дожидаться повсеместной цифровизации вовсе не обязательно: как только декодерами обзаведется большая часть населения субъекта Федерации, его переведут на “цифру”. Только вот незадача: одним регионам это по средствам уже сейчас, другие могут не “дозреть” до отказа от аналога в ближайшее десятилетие. Как бы опять не получилось, что “Москва живет в одном мире, Россия — в другом”.
За что еще придется заплатить?

Раскошеливаться за приставку придется один раз. Но кто-то же должен ее установить и обслуживать? Как показал мордовский эксперимент, подключение обходится рублей в пятьсот. Плюс абонентская плата — еще сотня. Трансляция тоже стоит денег. Правда, как обещают власти, населению будет предложен некий бесплатный социальный пакет (то есть набор из нескольких каналов). Пока речь идет о 5—7 “кнопках”. В него однозначно войдут первая, вторая, главная местная программа, “Культура” и “Спорт”. Но не исключено, что ими дело не ограничится: практически все существующие каналы спят и видят себя в этом соцпакете.

Сегодня у нас так называемая рекламная модель телевидения. То есть каналы получают рекламу, производят программный продукт, распространяют его и “рекламными” деньгами платят владельцам сети за его распространение. Зритель же “расплачивается” за просмотр программ обязательным “общением” с тетей Асей и другими персонажами из рекламных роликов. Но с появлением великого множества каналов аудитория будет “распыляться”, а рекламные доходы отдельных каналов — падать. Соответственно, денег на организацию вещания и создание телепрограмм хватать не будет. Именно поэтому каналы из соцпакета будут субсидироваться государством, а за остальные придется платить гражданам.

Можно было бы предположить, что реклама попросту исчезнет с “голубого экрана”. Однако специалисты считают, что это не так. Многочисленные исследования показывают: прерывающие эфир ролики до смерти надоели зрителям. Но стоит спросить немного по-другому — что вы выберете: платные каналы без рекламы или с рекламой, но бесплатные, — расклад меняется. Многие тут же изъявляют готовность и дальше знакомиться с “новостями о прокладках”, лишь бы не платить.

— Какие-то программы будут работать только за счет рекламы. Остальные — благодаря абонентской плате, — считает Геннадий Скляр. — Главное, не должно быть такого: сегодня люди смотрят телевизор за здорово живешь, а завтра их заставляют платить, причем за то же самое. Европейский опыт показал: когда под видом цифровизации с населения пытаются стрясти деньги, люди это саботируют. Зрители согласны платить только за что-то дополнительное, новое. Причем добровольно.

ПРОГНОЗ: то ли еще будет!

Первый блин. Первые приставки для Мордовии были завезены из Германии и распространялись по 100 долларов. Сейчас, спустя менее полугода, они изрядно подешевели. Стоят не дороже 70 “зеленых”, к тому же деньги можно вносить частями в течение полугода. Причем оплату возьмут и натурой — мясом или картошкой. Понятное дело, в Москве такая схема явно не прокатит.

Сами с усами. Приставку скоро можно будет купить еще дешевле: выпущена опытная партия декодеров стоимостью 40 долларов. По уверению экспертов, поставь это дело на поток — и цена упадет до 20. Хотя приставки сделаны в Корее, технология производства была разработана нашими специалистами. А в будущем и сборка будет происходить на территории России. Сначала на опытном заводе в Обнинске, а в перспективе хотя бы по одному такому предприятию будет в каждом субъекте Федерации. Что снимет проблему с ремонтом. “Таким образом, мы всегда сможем организовать техническое обслуживание, — говорит Святослав Буняев. — Мы готовы в каждом региональном подразделении РТРС создать по складу декодеров и по нескольку сервисных центров».

Чудеса техники. Итак, 20 баксов будет стоить простой декодер, который адаптирует цифровой сигнал для аналогового телевизора и принимает радиопередачи. Но технология не стоит на месте. С помощью более навороченных приставок можно получить доступ в Интернет, участвовать в интерактивном голосовании и другое. Правда, они обойдутся уже в сотню долларов.

Старая сеть телерадиовещания: модернизировать или создавать новую? Большая часть системы распространения телерадиопрограмм появилась в 70—80-х годах прошлого столетия. По оценкам специалистов Минсвязи, на данный момент она более чем на 80% выработала свой технический ресурс, физически и морально устарела. Поэтому, чтобы перейти на “цифру”, нужно сделать и то и другое: что-то модернизировать, а что-то поменять.

Владельцы существующей сети — РТРС — считают, что ничего принципиально нового по сравнению с тем, что есть сейчас, делать не придется. Надо поставить цифровые передатчики и разместить антенны на действующих антенно-мачтовых сооружениях.

Святослав БУНЯЕВ:

— Новая сеть предполагает проектирование, землеотвод, согласование электромагнитной совместимости, экологические проблемы. По каждому объекту, а их десятки тысяч, необходимо множество согласований с местными властями. Кроме того, сама мачта — это лишь малая часть дела. Необходимы сооружения для передающего оборудования со всем комплексом инженерного обеспечения, специальным температурным режимом, электросети и прочая инфраструктура и др. Все это — огромные средства и десятки тысяч новых, прежде всего высокотехнологичных, рабочих мест. Уже подсчитано, что создание новой сети обойдется как минимум в сто раз дороже, чем модернизация действующей. И это если не учитывать проблему подготовки кадров для новой сети. А их никто не готовит.

И, наконец, где же государственный подход? Создать новую сеть — значит, похоронить действующую государственную, в которую вложен труд нескольких поколений и огромные ресурсы страны. Мир не знает примеров такого экономического и технического безумия. Вы где-нибудь в мире видите стоящие рядом две Останкинские башни?

Как у них?

В деле цифровизации телевидения Россия отнюдь не является первооткрывателем, а скорее перенимает зарубежный опыт. Какими темпами развивается цифровое вещание в других странах, рассказал “МК” Генрих ЮШКЯВИЧЮС, в прошлом зампред Гостелерадио СССР, ныне — советник генерального директора ЮНЕСКО, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио.

ЯПОНИЯ. Уже продано около 3 млн. телевизоров и приставок, позволяющих принимать цифровое вещание. А компания “Sony Europe” заявила, что с 2006 года прекращает производство аналоговых телевизоров. В странах, где еще нет цифрового вещания, будут продаваться телевизоры, способные принимать как аналоговое, так и цифровое вещание.

США. Власти решили полностью прекратить аналоговое вещание в 2009 году. Правительство США, будучи форпостом капитализма и постоянно сокращая бюджет на соцпрограммы, все же думает о субсидировании цифровых приставок. Примерно 21 млн. из 109,6 млн. семей еще получают аналоговый сигнал.

ЕВРОПА. Темпы внедрения “цифры” сильно варьируются, и страны можно разделить на “птиц”, “зайцев” и “черепах”. Наиболее прыткой оказалась Финляндия, которая намерена прекратить аналоговое вещание уже в 2007 году.

Мордовский эксперимент: оцифровка прошла успешно?

ПОЛУЧИЛОСЬ.

Борис АНТОНЮК, замминистра информационных технологий и связи России:

— Происходящее в Мордовии трудно назвать экспериментом. Там уже идет достаточно массовая эксплуатация цифровой сети. Самое первое преимущество цифрового вещания — качество. “Аналог” и “цифра” в принципе несравнимы. Система позволяет передавать не только теле-, но и радиопрограммы. В Мордовии помимо 12 телевизионных каналов 4 радиопрограммы. Тем самым мы решаем проблему с радиовещанием на селе — оно там в ужасающем состоянии. А в мордовских селах сейчас можно принимать радиопрограмму, даже не включая телевизора. Нужно только подсоединить радиоприемник к декодеру. А можно слушать радио по телевизору.

— Когда вся Россия перейдет на “цифру”?

— Сейчас еще 9 субъектов Федерации ведут работы по развертыванию цифровых сетей, но в целом мы подготовили подобные проекты для 30. Основная проблема: абонент должен купить декодер, который может стоить около 2500 рублей. Согласитесь, недешевое удовольствие. А поскольку телевизоров у нас в России больше 60 млн., это довольно серьезная экономическая задача. Инфраструктуру развернем, передатчики построим, а вот как сделать, чтобы все имели возможность смотреть, — это вопрос. Но здесь существуют разные способы — для социально необеспеченных граждан декодеры, наверное, необходимо раздавать бесплатно. А для всех остальных будем стараться делать эту услугу более привлекательной за счет включения в пакет игровых каналов. Какое-то время вещание — и аналоговое, и цифровое — будет вестись параллельно. Потом объем аналогового вещания совсем сократится, и мы сможем полностью перейти на “цифру”.

НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Святослав БУНЯЕВ, заместитель гендиректора РТРС:

— Проводя под эгидой Мининформсвязи эксперимент в Мордовии, “Волгателеком” рядом с госсетью строит коммерческую. В результате вещание на цифровых частотах создает помехи действующей аналоговой сети, что подтверждается исследованиями радиочастотной службы. Наблюдаются и другие дефекты сигнала: рассыпание кадра, замерзание картинки. Это результат непродуманных инженерных решений. Непонятна и экономическая модель. Почему зритель должен платить 100 рублей в месяц за просмотр двух, а в некоторых случаях четырех программ, которые существуют сейчас в эфире бесплатно? Никакого лучшего качества изображения при этом на обычном ТВ-приемнике не наблюдается. В прошлом году в Комитете Госдумы по информполитике мы проводили эксперимент: депутатам предложили на двух одинаковых телевизорах угадать, где цифровое вещание, а где — аналоговое? Они не смогли этого сделать.

— А зачем тогда вообще переходить на “цифру”?

— Цифровая технологическая революция идет повсюду. Не может страна, претендующая на достойное место в мире, от этого отказаться. Поэтому в дальнейшем нам потребуются не просто приставки, а новые телевизоры. Но проблем — масса. К примеру, что станет с кабельными операторами? Когда эфирное вещание сможет предложить тот же, а то и более широкий выбор программ, их ждет коллапс. А ведь это целый сектор экономики, выходящий на конечного потребителя — на граждан! Вот о чем бы подумать заблаговременно нашим министерствам. Нужны новые нормативные акты, правила, законы.

Августин СЕВЕРИН, Юлия ШЕСТОПЕРОВА

1231
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :