ФАС не доверяет банкам


Объемы рынка потребительского кредитования в России стремительно растут, но условия выдачи кредитов остаются непрозрачными

Российские банки нарушают требования по раскрытию информации об условиях потребительских кредитов, утверждают в ФАС. Новый закон о рекламе сужает круг возможностей для введения потребителей в заблуждение, но условия кредитования все еще очень далеки от идеальных.

По словам начальника Управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы России Юлии Бондаревой, ФАС и Банк России продолжают проверки по поводу исполнения банками рекомендаций контрольных органов.

Последняя проверка проводилась в Омской области. «Анализ типовых договоров 8 банков области показал, что большая часть банков допускала существенные расхождения с рекомендациями и не раскрывала заемщику информации до заключения договора», – сказала Юлия Бондарева, отметив, что каждому банку было направлено письмо с описанием вопросов, «на которые стоит обратить внимание».

Новая редакция закона «О рекламе», вступающая в силу с 1 июля 2006 года, будет более четко определять перечень нарушений в части рекламы финансовых услуг. По словам Бондаревой, закон предполагает, что такая реклама не должна умалчивать информацию о доходах и расходах лица, которое намерено воспользоваться этими услугами. Как отметила чиновник, это требование в полной мере относится и к потребительским кредитам.

Кроме того, закон требует указывать стоимость всех составляющих финансовой услуги, в том числе и страхование по кредиту, а также услуги нотариата, если таковые потребуются.

Касаясь в целом законодательных инициатив чиновников, Бондарева отметила, что ФАС выступает за законодательное урегулирование взаимоотношений физических лиц, а также предприятий малого и среднего бизнеса с банками, и не только в части потребительского кредитования. Как сказала чиновник, ФАС по-прежнему констатирует недобросовестную конкуренцию, в частности по нераскрытию параметров платежей по кредитам.

По данным ФАС, в последнее время произошла смена лидеров в пятерке банков, занимающихся потребительским кредитованием в России. На 1 января 2005 года в пятерке лидеров числились Сбербанк, «Русский стандарт», ХКФ Банк, Райффайзенбанк и Росбанк. Но на 1 января текущего года места распределились следующим образом: первое место – Сбербанк, второе – «Русский стандарт», третье – Росбанк, четвертое – «Уралсиб», пятое – ХКФ Банк.

Кроме того, Бондарева отметила, что позиции «дочек» иностранных банков заметно повысились, в частности Ситибанка, Финансбанка, группы банков Societe Generale. Вместе с тем, по словам начальника управления ФАС, доля Сбербанка несколько снизилась – с 53 до 48%. Для сравнения, на остальных четырех лидеров, входящих в пятерку, приходится только 22%.

В целом на 10 банков-лидеров приходятся 70% рынка потребительского кредитования. Общий объем рынка оценивается в 1,2 трлн. рублей, наибольший рост по прошлому году – в три раза – отмечался по автокредитованию.

Сильные позиции Сбербанка объясняются широкой филиальной сетью и известностью бренда, пояснил газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. «Но снижение доли рынка потребительского кредитования, контролируемой Сбербанком, – объективная тенденция, вызванная развитием всех остальных игроков данного рынка, – считает Дмитрий Лепетиков. – Оно наблюдается не только в сегменте кредитования физических лиц, но и с юридическими лицами».

Скорее всего, данная тенденция сохранится и в будущем, считает аналитик. «Банку «Русский стандарт» удалось удержать позиции, так как этот банк фактически является пионером данного сегмента», – пояснил Дмитрий Лепетиков.

Ранее ХКФ Банк занимал третью строчку топ-рейтинга, а теперь лишь пятую. В банке газете ВЗГЛЯД сообщили, что «прочно удерживают позиции одного из лидирующих банков в сегменте товарного кредитования, уступая лишь банку «Русский стандарт».

«На 1 января 2006 года доля банка в этом сегменте рынка составила свыше 26%, – уверены в банке «Хоум Кредит энд Финанс». – Следует дифференцировать такие понятия, как потребительское кредитование, которое включает в себя все виды кредитования физических лиц – автокредиты, необеспеченные кредиты, товарные кредиты и прочее – и товарное кредитование – кредиты на покупку товаров, выдаваемые непосредственно в местах продаж».

«По результатам активности в 2005 году банк вошел в тройку лидеров на рынке кредитных карт – после «Русского стандарта» и Сбербанка – с долей в 4%, – пояснили в пресс-службе банка. – Объем выданных населению кредитов по итогам 2005 года превысил прошлогодние показатели на 67% и составил 47 911 млн. рублей (на конец 2004 – 28 496 млн. рублей)».
По мнению Дмитрия Лепетикова, претензии ФАС к работе банков будут исчерпаны в скором времени – если раньше ФАС выдавала нарушителям предписания, то теперь может облагать штрафами. «Однако претензии от потребителей будут и в дальнейшем, – уверен аналитик. – Для их минимизации необходимо вести среди населения широкую разъяснительную работу, а ФАС этим заниматься не намерена».


Сергей Левкин

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке