Термокружки

«Пятерочка» остановилась на «Перекрестке»


Вчера сети «Пятерочка» и «Перекресток» официально объявили о слиянии, в результате которого на российском рынке продуктовой розницы появился новый безусловный лидер

Контролирующим акционером объединенной компании станет «Альфа-групп» Михаила Фридмана, которая заплатит акционерам «Пятерочки» $1,178 млрд. Конкуренты сделкой впечатлены, но пока держатся с олимпийским спокойствием. А аналитики уже вовсю прогнозируют активную консолидацию розничного рынка.

Параметры сделки по объединению сетей «Перекрестка» и «Пятерочки» вчера объявили основной акционер «Альфагрупп» Михаил Фридман и основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Схема сделки не проста. Сначала «Пятерочка» выкупит 100% акций «Перекрестка» у «Альфа-групп», менеджмента сети и инвестфонда Templeton за $1,365 млрд, из которых $300 млн будет оплачено наличными, а остальное— акциями «Пятерочки». Затем «Альфа-групп» выплатит за 54% объединенной компании $1,178 млрд акционерам «Пятерочки» Андрею Рогачеву, Александру Гирде, Татьяне Франус и Игорю Видяеву, которые в результате сохранят за собой 21,2% (оставшийся пакет находится во free-float на Лондонской фондовой бирже). Кроме того, структуры «Альфа-групп» получают опцион на покупку принадлежащей акционерам «Пятерочки» сети гипермаркетов «Карусель».

В результате слияния на российском розничном рынке образуется новый безусловный лидер: совокупная выручка двух компаний в прошлом году составила $2,4 млрд, что на $800 млн больше, чем у нынешнего лидера — «Магнита». По собственным прогнозам участников сделки, к 2008 году объединенная компания должна достичь оборота в $6 млрд. «„Перекресток” и „Пятерочка” обладают взаимодополняющими преимуществами, которые мы будем продолжать развивать»,— заявил председатель совета директоров «Перекрестка» Лев Хасис. В объединенной компании Хасис займет аналогичный пост, гендиректором станет нынешний операционный директор «Перекрестка» Павел Мусял, финансовым директором — финдиректор сети Виталий Подольский.

Аналитики и участники рынка впечатлены сделкой.

«Выигрывает каждый участник: обе сети получат дополнительную прибыль от синергии, к тому же „Перекресток” фактически проводит обратное IPO и становится публичным»,— отмечает аналитик UFG Алексей Кривошапко. С ним согласен Алексей Языков из «Атона»: «Это взаимовыгодная сделка: „Перекресток” всегда был заинтересован в сегменте дискаунтеров, а владельцы „Пятерочки” повели себя как настоящие предприниматели: продали часть „Пятерочки” и вложили вырученные средства в гипермаркеты „Карусель”, которую потом могут продать „Альфе”,— восторгается он.— Альянс даст сетям возможность вести активную экспансию в регионы и выходить сразу несколькими форматами, охватывая все категории потребителей».

Конкуренты «Пятерочки» и «Перекрестка» пока демонстративно спокойны. «Мы не опасаемся давления со стороны объединенной компании. Посмотрим, как у них пойдут дела»,— отмечает генеральный директор «Копейки» Сергей Ломакин. Он не считает, что с продажей бизнеса «Альфе» «Пятерочка» получит серьезные дополнительные финансовые ресурсы. «Вроде бы „Альфа” заявила, что финансировать их развитие не будет. И это логично: на само приобретение они потратились очень сильно»,— рассуждает Ломакин. С ним согласен президент холдинга «Марта» (развивает в России сети Billa и «Гроссмарт») Георгий Трефилов. «Вряд ли мы почувствуем эффект от сделки прямо сейчас, хотя в долгосрочной перспективе синергия даст сетям очень много плюсов, это очень сильный ход,— рассуждает он, добавляя, что интеграция сетей будет проходить долго.— Компании очень сильно отличаются во всем— в способах управления и экспансии, логистике, корпоративной культуре.

Единственное, что между ними общего,— они лидеры в своих сегментах».

Впрочем, как бы ни успокаивали себя конкуренты объединенной компании, по крайней мере, одно ее серьезное преимущество очевидно.

«Пятерочке» и «Перекрестку» достаточно объединить закупки, и их альянс получит беспрецедентные для российского рынка возможности для давления на поставщиков. Так что не повлиять на бизнес других операторов это слияние не может.

Неудивительно, что участники рынка и эксперты предполагают, что сделка между «Перекрестком» и «Пятерочкой» станет серьезным толчком к дальнейшей консолидации розничного рынка. «Политика слияний и поглощений после этой сделки вступила в новую фазу,— полагает Трефилов.— И так было понятно, что органическим ростом прежние темпы сохранить невозможно.

А после этой сделки у участников рынка остается один шанс — активнее укрупняться».
«Эта сделка — начало консолидации рынка»,— соглашается Языков. Генеральный директор сети «Патэрсон» Юрий Яковчик добавляет, что это слияние может привести к ускорению консолидации не только в сегменте продуктового ритейла, но и в остальных секторах розничного рынка. А аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец отмечает, что новый тренд дает небольшим сетям возможность выгодно продать свой бизнес: «Напуганные слиянием „Перекрестка” и „Пятерочки”, их конкуренты могут согласиться даже на те завышенные цены, которые выставляют небольшие ритейлеры».


ПЕТР МИРОНЕНКО

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке