Роспатент не отдает «Interbrand» его создателям


Палата по патентным спорам не торопится передавать товарный знак «Interbrand» его международному владельцу – рассмотрение вопроса снова перенесено

Швейцарской компании Interbrand Zinztmeyer & Lux AG так и не удалось отобрать право на использование товарного знака «Interbrand» у российской компании «Интербрэнд Русконсалтинг», который ранее был захвачен сквотерами, а затем перешел к ней. В понедельник возражение швейцарцев против регистрации знака «Interbrand» на российских «двойников» должна была рассмотреть Палата по патентным спорам (ППС) Роспатента. Однако патентные чиновники уже во второй раз перенесли рассмотрение дела. В первый раз, ровно месяц назад, на заседание не явились представители «Интербрэнд Русконсалтинга» – ППС не смогла их официально уведомить о нем. В понедельник на заседание пришел генеральный директор «Русконсалтинга» Данила Лебедев, однако чиновники Роспатента усомнились, что он действительно генеральный директор. «И хотя он виртуально с нами, – сказала представительница Роспатента, – считать его присутствие присутствием противоположной стороны мы не можем». Это, однако, не помешало ППС принять от г-на Лебедева и приобщить к делу вполне реальный документ, в котором он на полном серьезе доказывает, что «Интербрэнд Русконсалтинг» – это и есть настоящий Interbrand.

Interbrand Zintzmeyer & Lux AG занимается разработкой и оценкой брендов в Швейцарии, Германии, Голландии и Восточной Европе с 1974 года. Это дочерняя компания Interbrand Group Ltd, которая вместе с агентствами BBDO, TBWA, Porter Novelli и еще сотней компаний входит в коммуникационный холдинг Omnicom. Методология стоимостной оценки бренда как нематериального актива компании, предложенная Interbrand Group Ltd, является одной из самых авторитетных. Она использовалась при оценке брендов Coca-Cola, IBM, Visa, Samsung, British Petroleum, L’Oreal. В Европе Interbrand Zintzmeyer & Lux обслуживает BMW, Deutsche Telekom, Unilever, Novartis, Swiss Post. А вот отстоять права на собственный бренд в России компании не удалось.

Попытавшись выйти на российский рынок, фирма обнаружила, что слово Interbrand активно использует российское ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг». Швейцарцы были готовы на мирное сосуществование, однако Роспатент отказал им в регистрации товарного знака «Interbrand Zintzmeyer & Lux». Свой отказ патентное ведомство мотивировало, с одной стороны, тем, что слово «Интербрэнд» не имеет различительной способности и по этой причине не может быть зарегистрировано, а с другой – тем, что права на него уже принадлежат ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг». Откровенное противоречие давало основание нанятой швейцарцами юридической компании «Союзпатент» (и почти всем опрошенным RBC daily экспертам рынка патентных услуг) полагать, что ППС разрешит спор в пользу иностранной компании. Однако, судя по всему, чиновники Роспатента не горят желанием защитить интеллектуальную собственность западного консалтингового гиганта. На заседании в понедельник ППС отказалась рассматривать дело по существу из-за того, что генеральный директор «Русконсалтинга» Данила Лебедев «присутствует только виртуально», и в то же время вполне официально приняла от него отзыв на возражение, поданное швейцарцами.

Г-н Лебедев отказался комментировать ситуацию корреспонденту RBC daily, пообещав провести пресс-конференцию по итогам заседания, назначенного на 10 апреля. Однако газете удалось ознакомиться с его отзывом на претензии Interbrand Zintzmeyer & Lux, который ППС приняла от него в понедельник. Так, г-н Лебедев в весьма нетривиальном ключе разрешает то противоречие, которое содержалось в отказе Роспатента швейцарской стороне. По его мнению, «за время работы ЗАО "Интербрэнд Русконсалтинг" товарный знак "Interbrand" в России приобрел различительную способность за счет широкого использования и является уникальным словом». Причем произошло это именно «благодаря работе ЗАО "Интербрэнд Русконсалтинг"», а не какой-то там международной коммуникационной группы.

В качестве доказательства к отзыву «Русконсалтинга» прилагался список компаний, которые якобы пользовались его услугами. В их числе был указан и Торговый дом Валентина Юдашкина. Однако генеральный директор торгового дома Александр Мироненко заявил RBC daily, что категорически против использования своего бренда «Русконсалтингом». По его словам, 10 лет назад, когда он только стал генеральным директором, ТД Валентина Юдашкина действительно уже сотрудничал с «Интербрэнд Русконсалтингом». Однако тогда эта фирма выдавала себя за представительство Interbrand group. «Качество оказанных услуг нас не удовлетворило, и я разорвал сотрудничество. Никаких рекомендаций мы «Интербрэнд Русконсалтингу» не давали», – сообщил г-н Мироненко.

Однако из отзыва г-на Лебедева следует, что главный отрицательный персонаж скандала – все-таки швейцарская корпорация, а «Русконсалтинг» – невинная жертва. «Компания «Interbrand Zintzmeyer & Lux AG» сама вводит в заблуждение потребителей тем, что заявляет о собственной известности на территории РФ», – жалуется г-н Лебедев в ППС. Тот факт, что швейцарская компания открыла в Москве представительство, по мнению ее российского «двойника», является «фактом недобросовестной конкуренции, так как на территории РФ правообладателем товарного знака INTERBRAND является ЗАО "Интербрэнд Русконсалтинг"».

На лицах руководителей компании Interbrand Zintzmeyer & Lux AG, когда они уже во дворе Роспатента читали свой экземпляр отзыва оппонента, читалось недоумение. Пока они раздавали дежурные комментарии в духе «справедливость все равно победит», возможно, где-нибудь в Швейцарии антикризисные пиарщики уже написали план информационной кампании «Россию нельзя пускать в мировое экономическое сообщество, потому что в ней процветает пиратство». «Я бы на их месте так и поступил, – говорит специалист по антикризисным коммуникациям из Центра политических технологий, пожелавший остаться неназванным. – Давил бы на то, что Путин делает заявления о защите авторских прав, а сам санкционирует действия патентных чиновников в поддержку сквотеров. Намекнул бы, что руководители Роспатента, скорее всего, и сами участвуют в этом бизнесе». Какие бы мирно-конструктивные заявления ни делала швейцарская сторона, с медийными мощностями коммуникационного гиганта Omnicom такую кампанию будет провести нетрудно и недорого. Вот только доморощенное ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг» вряд ли вступится за деловой имидж своей страны.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке