Голливуд берет Россию на прокат


Сразу три крупных голливудских мейджора — Sony Pictures Entertainment, 20th Сentury Fox и The Walt Disney Company открывают собственные офисы в России

Эксперты объясняют их действия бурным ростом российского рынка кинопроката и, как следствие, желанием мейджоров контролировать свои доходы в России.

До недавнего времени интересы всех крупных голливудских мейджоров представляли российские дистрибуторы. Первым в Россию пришел международный кинодистрибутор United International Pictures (UIP), представляющий на международном рынке продукцию трех голливудских мейджоров — Paramount, Universal Company и Dreamworks. В 2004 году UIP открыла представительство на базе своего российского дистрибутора «ИстВест», с которым сотрудничала с 1989 года. В ноябре 2005 года российская «дочка» появилась у Sony Pictures Entertainment, в состав которой входят голливудские мейджоры MGM и Columbia Tristar. При этом соучредителем новой компании Monumental Pictures стала российская компания Patton Media: предполагается, что киностудия будет производить телепрограммы и художественные фильмы на русском языке.

В феврале 2006 года о выходе на российский рынок кинодистрибуции заявила компания 20th Сentury Fox, которая ранее работала в России с дистрибутором «Гемини фильм». На базе этой компании 20th Сentury Fox создала свою дочернюю структуру ООО «Двадцатый век Фокс», которое займется прокатом фильмов мейджора в европейской части России. Азиатская часть страны пока останется за «Гемини фильм». А The Walt Disney Company решила выходить в Россию самостоятельно: в марте компания объявила о создании своего собственного подразделения в России, которое будет заниматься как дистрибуторской деятельностью, так и вкладывать деньги в съемки российских полнометражных мультфильмов и игрового кино на русском языке.

Таким образом, об открытии своих офисов в России объявили почти все крупные мейджоры, кроме Warner Brothers, которая предпочла пролонгировать договор с российской компанией «Каро-премьер» еще на два года, рассказали «Бизнесу» несколько участников рынка. Директор по международным связям «Каро-премьер» Ирина Усачева это подтвердила: «Пока у Warner Brothers нет планов по открытию офиса в России. Но открытие самостоятельных представительств является стандартной схемой работы во всех странах мира при условии, когда рынок достигает определенного уровня развития, а посещаемость кинотеатров в стране неуклонно растет. Так или иначе любая мейджорская структура приходит к решению выходить на рынок напрямую».

Эксперты объясняют экспансию мейджоров в Россию бурным ростом российского кинорынка. «Интерес к России обусловлен тем, что по объему сборов российский кинорынок входит в мировую десятку крупнейших, игнорировать его мейджоры уже не могут»,— считает первый замгендиректора медиахолдинга «Профмедиа» Марина ЖигаловаОзкан, с 3 апреля вступающая в должность управляющего директора российского подразделения The Walt Disney Company. По данным компании «Невафильм», мировые сборы в 2005 году составили около $20 млрд, российские— $375 млн. «При этом рост проката в европейских странах стабилизировался, а в России рост пока есть. Мы предполагаем, что он продолжится до 2010 года»,— полагает гендиректор UIP Евгений Бегинин.

Жигалова-Озкан считает, что затраты на открытие собственного офиса в России «с лихвой окупаются прибылями, которые здесь можно получить»: «Необходимо также отметить, что объем и темпы роста российского рынка телерекламы делают ведущие российские телеканалы важными клиентами для мейджоров.

Сейчас в прайм-тайме на телевидении доминирует российский контент (около 90%), однако мейджоры уверены, что у них есть форматы, которые с успехом могут конкурировать с российской продукцией».

Еще одна причина выхода мейджоров на российский рынок — нежелание делиться доходами от проката с дистрибуторами, говорят эксперты. «Это чисто экономический вопрос.

Мейджоры хотят контролировать ситуацию, им выгоднее не заключать контракт с дистрибутором, а покупать кадры.

Почти все представительства откроются на базе своих бывших прокатчиков»,— констатирует гендиректор агентства «Кармен медиа» (занимается рекламой в кинотеатрах) Павел Шиловский.

Как правило, сети кинотеатров получают около половины сборов от проката картины, около 50% достается дистрибутору, из них 35% — мейджору.

«Причем когда мейджор работает с дистрибутором, все отдается на предпочтения агента, именно дистрибуторы решают вопрос о прокате той или иной картины, каким количеством копий его выпускать, каким кинотеатрам предлагать и сколько тратить на рекламу»,— отмечает Евгений Бегинин из UIP.

Агент руководствуется тем, что выгодно ему. Иногда он не будет выпускать ту или иную картину, а студия из стратегических соображений выпустит этот фильм в прокат, потеряв некоторые деньги на кинопрокате, но заработав потом на DVD или на телевидении, поясняет Бегинин. А гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин считает, что открытие мейджорами российских офисов «лишь вопрос контроля»: «Сейчас все оговорено с дистрибуторами, в будущем все расходы, в том числе на продвижение картины, лягут на плечи мейджоров. Думаю, это больше вопрос контроля и подчиненности, но не экономии денег».

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN