Ибо уже давно ходят разговоры о том, что мобильный телефон — прекрасное изобретение, которое позволяет идентифицировать человека и вести с ним общение с целью, конечно же, «продать что-нибудь ненужное». В России, правда, не так уж много сделано в этом направлении; то есть одни люди продают игры, мелодии и картинки, другие их покупают, но в последнее время все менее охотно. Первые от этого страдают и ищут новые способы заработать денег и остаться при этом на уже освоенном рынке. Отвлеченно можно сказать, что особого интереса к контенту у людей больше нет, они хотят чего-то нового.
Опять-таки отвлеченно можно предположить, что новыми в такой ситуации будут сервисы, кои традиционно противопоставляют контенту.
Вопрос же стоит следующим образом: какими могут оказаться мобильные сервисы, которые смогут поднять рынок на былые высоты? Сейчас сервисы по большому счету начинаются и заканчиваются знакомствами, которые продолжат существовать и дальше, но никакого прорыва они не сулят. В интернете концепция web 2.0 предусматривает, что пользователи сами создают содержание каких-то проектов. Они общаются, собирают информацию по разным темам, каталогизируют ее, оценивают. В общем, делают какоето общее дело, что в итоге должно стать полезным для всех участников процесса и многих других людей. Это как один из вариантов.
Мобильный телефон, который всегда с собой, вроде мог бы использоваться для решения таких же задач.
В теории можно представить себе мобильные сообщества, создаваемые людьми для рейтингов ресторанов или, например, фильмов. И теоретически получается идеальная картина, в которой любой человек в любой момент может получить нужную информацию при помощи мобильного телефона, информацию, проверенную другими людьми. В университетских кругах такой проект уже пытались реализовать: тогда идея была в том, что при помощи sms люди могут задавать вопросы сообществу и получать на них ответы опять-таки при помощи sms. Дальше университетского кампуса проект не ушел. И дело оказалось даже не в том, что невозможно было оценить компетентность отвечающего или побороть информационный шум,— все это решалось более или менее быстро. Просто формат sms оказался в этом случае недостаточно удобным для того, чтобы проект выстрелил. Длинный развернутый ответ набирать в телефоне слишком утомительно, равно как и получать потом по три-четыре сообщения с кусками одного ответа.
И такая же ситуация получается при попытке перенести, хотя бы мысленно, какие-то проекты а ля web 2.0 в мобильный формат. Телефоны для этого не предназначены, а более подходящие смартфоны недостаточно распространены среди людей, чтобы получился массовый сервис, ориентированный только на их владельцев.
Видятся два варианта развития событий с мобильниками 2.0. Первый вариант — долгосрочный: можно предположить, что портативные многофункциональные устройства связи станут доступными массам лет через десять и техническое ограничение просто исчезнет. Реально совершенно непонятно, что будет через десять лет, поэтому перейдем ко второму варианту. Всякие сервисы, которые называют web 2.0, будут создаваться одновременно и на компьютерах, и на мобильниках. На компьютеры придется основная часть создания народного контента, а на мобильники — доступ к ним и, вероятно, оценка: участие в составлении рейтингов о пользе и вреде той или иной информации. Произойдет простое расширение сайтов за счет пользователей мобильных телефонов, и, наверное, от этого всем будет счастье.
Мобильник 2.0
22.03.2006
Пока страсти по концепции web 2.0 еще не угасли, можно поэксплуатировать заветные цифры применительно к мобильным технологиям